Виды и назначение горизонтального транспорта
Для бесперебойного и ритмичного ведения строительно-монтажных работ необходимо обеспечить своевременную поставку строительных материалов, изделий и конструкций. Транспортировка таких грузов в период подготовки и ведения строительства осуществляется всеми видами горизонтального транспорта. Ниже приведена схема классификации транспортных средств. Наиболее распространен наземный вид транспорта, которым доставляется свыше 90% всех строительных грузов.
Наземные | Водные | Воздушные |
---|---|---|
Автомобильные Железнодорожные Трубопроводные Тракторные Канатно-подвесной |
Морские Речные |
Самолеты Вертолеты Дирижабли |
Водный транспорт является наиболее экономичным, так как обладает большой пропускной способностью. Морской транспорт (большой каботаж) рационально применять для доставки грузов на строительные площадки крупных объектов в прибрежных Районах при наличии портового оборудования и дальности перевозки более 500 морских миль. Речной транспорт используют при сосредоточенном строительстве в районах, прилегающих к акватории рек и имеющих специальное портовое оборудование.
Самоходные грузовые суда делятся на две основные группы: сухогрузные (грузовые теплоходы) и нефтеналивные (танкеры). Сухогрузные суда могут быть и несамоходными. Они подразделяются на открытые суда и площадки. Открытые суда (трюмного типа) перевозят лес, сыпучие и штучные грузы, площадки используют для транспортировки любых грузов, не требующих защиты от намокания.
Воздушный транспорт целесообразно использовать для доставки грузов в места, недоступные для других видов транспорта. Наибольшее применение в строительстве нашли вертолеты.
При транспортировке грузов вертолетами резко ускоряется технологический процесс, повышается производительность труда.
Все вертолеты в зависимости от максимальной взлетной массы делятся на четыре класса: I класс — более 10 т; II класс — от 5 до 10 т; III класс — от 2 до 5 т; IV класс — до 2 т. В настоящее время самый мощный вертолет МИ-6 имеет максимальную взлетную массу 42,5 т. Он предназначен для перевозки различных видов грузов в грузовой кабине или на внешних подвесках с посадкой на площадки ограниченных размеров.
Трубопроводный транспорт может быть использован для перемещения сыпучих и штучных строительных материалов к местам их постоянного потребления (от карьеров к обогатительным заводам, от обогатительных заводов к складам и т. п.). В настоящее время разработаны проекты таких видов непрерывного транспорта, как трубопульпопроводы, капсульный трубопроводный пневмотранспорт.
Канатно-подвесной транспорт успешно применяется для доставки строительных грузов в условиях сильно пересеченной местности, при наличии водных преград.
Выбор схем и способов перевозок грузов в строительстве является одной из важнейших технико-экономических проблем организации строительного производства. Наиболее эффективна такая схема, которая обеспечивает наивысшую производительность транспорта и своевременную поставку грузов.
При доставке строительных материалов и конструкций на объекты применяют следующие схемы работы автотранспорта: централизованные перевозки; доставка по часовым графикам; перевозки по рациональным маршрутам; перевозки со сменными прицепами и полуприцепами; комплексная доставка изделий и конструкций; разработка и перевозка грунта комплексным методом и др.
Централизованные перевозки — все грузы (или большая часть их), поставляемые данным грузоотправителем, доставляются всем грузополучателям автотранспортом одного автотранспортного предприятия.
Доставка по часовым графикам — прибытие транспорта в пункты погрузки и разгрузки по часовому графику поставки на строительный объект изделий, конструкций и материалов.
Перевозки по рациональным маршрутам — делятся на перевозки по маятниковым и кольцевым маршрутам, обеспечивающим повышение коэффициента использования пробега подвижного состава. Маятниковые — это маршруты с обратным пробегом полностью (или частично) груженого транспорта (коэффициент загрузки 0,5... 1). Кольцевой рациональный маршрут — путь следования транспорта по замкнутому кругу, включающему последовательно несколько пунктов погрузки и разгрузки.
Перевозка со сменными прицепами и полуприцепами (челночная) — осуществляется специальными тягачами с прицепами и полуприцепами, агрегатируемыми в пунктах погрузки и выгрузки. Для одного тягача необходимо не менее трех прицепных устройств, в то время как один из них состоит под подгрузкой, второй разгружается, третий в пути.
Разработка и перевозка грунта комплексным методом требует для выполнения всего технологического процесса создания комплексной бригады, состоящей из землекопов, монтажников, водителей и машинистов, работающих на один наряд. Этот метод повышает выработку автотранспортных средств до 50%.
Выбор схемы перевозки, вида транспорта и погрузочно-разгрузочных средств с учетом типа дорог и условий строительной площадки производится на основании сравнения технико-экономических показателей вариантов. Основным показателем оценки сравниваемых вариантов являются себестоимость перевозки 1 т груза Ст и размер капитальных затрат:
Ст = Сэ.с.+ Сп-р + Сэ. т,
где Сэ.с. —себестоимость эксплуатации транспортных сооружений за расчетный период; Сп-р. — себестоимость погрузочно-разгрузочных работ; Сэ.т. — себестоимость эксплуатации транспортных средств.
Себестоимость эксплуатации транспортных сооружений рассчитывается по формулам:
для временных путей, возводимых на период строительства,
Сэ.с = (Сстр — Св)/Тобщ + (Ас + Э)/Тгод; для постоянных путей, используемых для нужд стротельства,
Сэ.с.= (Ак + Ас + Э)к/Тгод.
где Сстр — стоимость строительства транспортных сооружений, руб.; Св — возврат от разборки транспортных сооружений, руб.; Тоб и Тгод — соответственно общий и среднегодовой грузообороты, т (по данным ПОС); Ас — ежегодные затраты на содержание (текущий ремонт, уход и т. п.) транспортных путей, руб.; Ак — ежегодные отчисления на восстановление и капитальный ремонт транспортных путей, руб.; Э — эксплуатационные расходы на содержание станций, разъездов, постов и затраты на управление движением, руб. (только для железнодорожного транспорта); k — коэффициент, учитывающий эксплуатационные расходы по содержанию аппарата управления транспортом и прочие расходы (при ориентировочных расчетах принимается для автотранспорта k = 0,1, для железнодорожного — k = 0,15).
Сэ.т = Ст.см/Тсм
где Ст.см — сумма стоимостей машиносмен транспортных единиц, занятых на перевозке грузов в течение смены; Тсм—количество грузов (грузооборот), перевозимых за смену транспортными средствами.