Виды и назначение горизонтального транспорта

Для бесперебойного и ритмичного ведения строительно-монтажных работ необходимо обеспечить своевременную поставку строительных материалов, изделий и конструкций. Транспортировка таких грузов в период подготовки и ведения строительства осуществляется всеми видами горизонтального транспорта. Ниже приведена схема классификации транспортных средств. Наиболее распространен наземный вид транспорта, которым доставляется свыше 90% всех строительных грузов.

Наземные Водные Воздушные
Автомобильные
Железнодорожные
Трубопроводные
Тракторные
Канатно-подвесной
Морские
Речные
Самолеты
Вертолеты
Дирижабли

Водный транспорт является наиболее экономичным, так как обладает большой пропускной способностью. Морской транспорт (большой каботаж) рационально применять для доставки грузов на строительные площадки крупных объектов в прибрежных Районах при наличии портового оборудования и дальности перевозки более 500 морских миль. Речной транспорт используют при сосредоточенном строительстве в районах, прилегающих к акватории рек и имеющих специальное портовое оборудование.

Самоходные грузовые суда делятся на две основные группы: сухогрузные (грузовые теплоходы) и нефтеналивные (танкеры). Сухогрузные суда могут быть и несамоходными. Они подразделяются на открытые суда и площадки. Открытые суда (трюмного типа) перевозят лес, сыпучие и штучные грузы, площадки используют для транспортировки любых грузов, не требующих защиты от намокания.

Воздушный транспорт целесообразно использовать для доставки грузов в места, недоступные для других видов транспорта. Наибольшее   применение   в   строительстве   нашли   вертолеты.

При транспортировке грузов вертолетами резко ускоряется технологический процесс, повышается производительность труда.

Все вертолеты в зависимости от максимальной взлетной массы делятся на четыре класса: I класс — более 10 т; II класс — от 5 до 10 т; III класс — от 2 до 5 т; IV класс — до 2 т. В настоящее время самый мощный вертолет МИ-6 имеет максимальную взлетную массу 42,5 т. Он предназначен для перевозки различных видов грузов в грузовой кабине или на внешних подвесках с посадкой на площадки ограниченных размеров.

Трубопроводный транспорт может быть использован для перемещения сыпучих и штучных строительных материалов к местам их постоянного потребления (от карьеров к обогатительным заводам, от обогатительных заводов к складам и т. п.). В настоящее время разработаны проекты таких видов непрерывного транспорта, как трубопульпопроводы, капсульный трубопроводный пневмотранспорт.

Канатно-подвесной транспорт успешно применяется для доставки строительных грузов в условиях сильно пересеченной местности, при наличии водных преград.

Выбор схем и способов перевозок грузов в строительстве является одной из важнейших технико-экономических проблем организации строительного производства. Наиболее эффективна такая схема, которая обеспечивает наивысшую производительность транспорта и своевременную поставку грузов.

При доставке строительных материалов и конструкций на объекты применяют следующие схемы работы автотранспорта: централизованные перевозки; доставка по часовым графикам; перевозки по рациональным маршрутам; перевозки со сменными прицепами и полуприцепами; комплексная доставка изделий и конструкций; разработка и перевозка грунта комплексным методом и др.

Централизованные перевозки — все грузы (или большая часть их), поставляемые данным грузоотправителем, доставляются всем грузополучателям автотранспортом одного автотранспортного предприятия.

Доставка по часовым графикам — прибытие транспорта в пункты погрузки и разгрузки по часовому графику поставки на строительный объект изделий, конструкций и материалов.

Перевозки по рациональным маршрутам — делятся на перевозки по маятниковым и кольцевым маршрутам, обеспечивающим повышение коэффициента использования пробега подвижного состава. Маятниковые — это маршруты с обратным пробегом полностью (или частично) груженого транспорта (коэффициент загрузки 0,5... 1). Кольцевой рациональный маршрут — путь следования транспорта по замкнутому кругу, включающему последовательно несколько пунктов погрузки и разгрузки.

Перевозка со сменными прицепами и полуприцепами (челночная) — осуществляется специальными тягачами с прицепами и полуприцепами, агрегатируемыми в пунктах погрузки и выгрузки. Для одного тягача необходимо не менее трех прицепных устройств, в то время как один из них состоит под подгрузкой, второй разгружается, третий в пути.

Разработка и перевозка грунта комплексным методом требует для выполнения всего технологического процесса создания комплексной бригады, состоящей из землекопов, монтажников, водителей и машинистов, работающих на один наряд. Этот метод повышает выработку автотранспортных средств до 50%.

Выбор схемы перевозки, вида транспорта и погрузочно-разгрузочных средств с учетом типа дорог и условий строительной площадки производится на основании сравнения технико-экономических показателей вариантов. Основным показателем оценки сравниваемых вариантов являются себестоимость перевозки 1 т груза Ст и размер капитальных затрат:
Ст = Сэ.с.+ Сп-р + Сэ. т,
где Сэ.с. —себестоимость эксплуатации транспортных сооружений за расчетный период; Сп-р. — себестоимость погрузочно-разгрузочных работ; Сэ.т. — себестоимость эксплуатации транспортных средств.

Себестоимость эксплуатации транспортных сооружений рассчитывается по формулам:
для временных путей, возводимых на период строительства,
Сэ.с = (Сстр — Св)/Тобщ + (Ас + Э)/Тгод; для постоянных путей, используемых для нужд стротельства,
   Сэ.с.= (Ак + Ас + Э)к/Тгод.

где Сстр — стоимость строительства транспортных сооружений, руб.; Св — возврат от разборки транспортных сооружений, руб.; Тоб и Тгод — соответственно общий и среднегодовой грузообороты, т (по данным ПОС); Ас — ежегодные затраты на содержание (текущий ремонт, уход и т. п.) транспортных путей, руб.; Ак — ежегодные отчисления на восстановление и капитальный ремонт транспортных путей, руб.; Э — эксплуатационные расходы на содержание станций, разъездов, постов и затраты на управление движением, руб. (только для железнодорожного транспорта); k — коэффициент, учитывающий эксплуатационные расходы по содержанию аппарата управления транспортом и прочие расходы (при ориентировочных расчетах принимается для автотранспорта k = 0,1, для железнодорожного — k = 0,15).

Сэ.т = Ст.см/Тсм
где Ст.см — сумма стоимостей машиносмен транспортных единиц, занятых на перевозке грузов в течение смены; Тсм—количество грузов (грузооборот), перевозимых за смену транспортными средствами.