Страницы: 1 2 3 4 5

Техническая эстетика в системе эстетического знания

Техническая эстетика определяет пути и возможности моделирования изменений предметной среды, которые являются результатом планируемой перестройки производства и требуют значительных затрат материальных и человеческих ресурсов. Но целостный образ среды, создаваемый художниками средствами дизайна, для его реализации нуждается в особом расчленении, в переводе проектных заданий на язык техники и экономики. Без связи с материальной базой любые предвидения художников останутся лишь моделями среды, не выходящими за пределы художественного сознания. Поэтому в технической эстетике большое место занимает сочетание художественно-образного начала с экономическими и технологическими расчетами,- что возможно только в условиях коллективного творчества, каким по своей природе и является дизайн.

Когда он становился самостоятельной профессией, в технической эстетике доминировало опережающее прогнозирование среды в заостренно художественных образах. Весь предметный мир легко охватывался умозрительно, к нему стремились подойти с позиций единого стилистического принципа, не раскрывая его в деталях. Дизайн воспринимался и трактовался как антипод стихийного, хаотичного формообразования. А благодаря тому, что при, массовом, серийном производстве любые заложенные в него формы и типоразмеры получают широкое распространение в жизни, они воспринимаются как легкое и неизбежное утверждение нового стиля. По мере внедрения дизайна в систему производства его задачи усложнялись. Что предлагалось художниками поначалу как вневременное, только функциональное, в дальнейшем стало проявляться как стилевая примета времени. Прошлое не исчезало, а включалось в новые структуры предметной среды. Так что одним из важнейших объектов исследования в технической эстетике стало соотношение более стабильного и видоизменяемого в предметной среде, и программирование традиций и преемственности, степени художественной свободы в различных функциональных структурах.

К основным темам технической эстетики примыкает целый комплекс тем, которые она не может охватить одна. Ими занимаются другие научные дисциплины, например эстетика труда. По определению А. Егорова, «эстетика труда — специфическая сфера марксистско-ленинской эстетики. Она изучает происхождение и развитие, формы проявления и специфику эстетического чувства, порождаемого трудом; здесь научно-техническое творчество столь тесно связано с эстетической способностью, что отделить одно от другого практически невозможно».

Для того чтобы работать, человек пользуется разнообразными орудиями труда, приспособлениями,    приборами, усиливающими его физические возможности, его ловкость, точность движений. Они выступают как продолжение рук человека и его органов чувств.

В системе «человек — орудия труда» возникает повое функциональное единство. Человек оперирует орудиями труда не только физически. Они требуют внимания, расчета, привычки. С развитием техники человек начинает выполнять в основном функции управления, становится оператором. В операторской деятельности можно выделить несколько типов: наблюдателя, или контролера, работающего с возникающей перед ним информацией; технолога, занятого налаживанием оборудования или исполнительными действиями; руководителя, или исследователя, принимающего решения на основе оценки ситуации. Связанные с технической эстетикой психология труда и эргономика (от греческих слов «эргон» — работа и «номос» — закон) раскрывают механизмы творческого мышления и поведения человека во всех этих типах операторской деятельности, определяют социально-психологические мотивации труда, причины психологических стрессов и утомления, охватывают вопросы, связанные с отбором и подготовкой людей к труду оператора.