Приборы и устройства безопасности

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Буферные устройства служат для смягчения ударов и толчков при наезде крановых мостов и грузовых тележек на концевые упоры или при столкновении кранов. Буфер содержит упругий элемент, который поглощает кинетическую энергию поступательно движущихся масс крана или тележки в момент соударения и повышает тем самым безопасность эксплуатации крана при внезапных отказах тормозов или концевых выключателей. Буфера могут быть подвижными (устанавливаются на концевых балках кранового моста или на грузовой тележке), неподвижными (устанавливаются в концах крановых путей) и комбинированными (состоят из совокупности подвижных, установленных на кране, и неподвижных, установленных на крановом пути буферов). Они могут быть одно- и двустороннего действия. Первые устанавливают на концах крановых путей или на мосту крана, вторые — только на грузовых тележках. Упругие элементы буфера выполняют резиновыми, пружинными, пружинно-фрикционными и гидравлическими.

Обслуживание буферных устройств заключается в их регулярных осмотрах, замене изношенных элементов, в доливке или замене рабочей жидкости р гидравлических буферах.

Ограничитель грузоподъемности служит для отключения приводного электродвигателя механизма подъема груза, если масса поднимаемого груза превышает паспортную грузоподъемность крана на 25%. После отключения приводного двигателя ограничитель должен позволять включать двигатель на спуск груза.

ограничитель грузоподъемности
Рис. 7. Ограничитель грузоподъемности с витой уравновешивающей пружиной

В мостовых электрических кранах применяют преимущественно электромеханические ограничители грузоподъемности, которые имеют упругие элементы в виде пружин или торсионов, уравновешивающих нагрузки от действия массы поднимаемого груза. Сигнал на отключение цепи управления приводным электродвигателем механизма подъема при перегрузке обычно выдает концевой выключатель, на рычаг которого воздействует упругий элемент ограничителя. Таким упругим элементом может быть витая цилиндрическая пружина 7 (рис. 7), которая воздействует на шток 6. Шток имеет на одном конце серьгу 8 с блоком 9, поджатым усилием пружины 7 к грузовому канату 2. Канат проходит между двумя неподвижно закрепленными блоками 3 и подвижным блоком 9. Усилие пружины 7 выбрано пропорциональным массе поднимаемого груза 1. При подъеме груза, масса которого на 25 % и более превышает номинальную грузоподъемность крана, пружина 7 сжимается настолько, что шток 6 поворачивает рычаг 5 концевого выключателя 4. Выключатель разрывает цепь управления приводным электродвигателем механизма подъема груза, но не препятствует при этом включению двигателя на спуск груза.

Работы по регулированию и техническому обслуживанию ограничителей грузоподъемности должны проводить квалифицированные электрики в процессе статических испытаний кранов. Регулировать ограничитель при работе крана машинисту категорически запрещается!
Иногда на мостовых кранах устанавливают массоизмерительные устройства, имеющие шкалу, глядя на которую, машинист получает информацию о массе поднимаемого груза.

Электрические и электромеханические блокировки служат для повышения безопасности управления краном и проведения работ по перемещению грузов кранами. К числу таких блокировок относятся: механическая блокировка вводного рубильника ключ-маркой, электромеханическая блокировка двери кабины, потолочного люка, нулевая защита и т. п. Блокировки дверей и потолочного люка выполняют в виде концевых выключателей, закрепленных на неподвижных частях кабины и включенных в цепь управления краном. Нулевая защита исключает самопроизвольное включение приводных двигателей механизмов крана при внезапной подаче напряжения во внешнюю электрическую сеть питания крана и выведенных из нулевого положения рукоятках управления. Эта защита предусматривает обязательный вывод рукояток управления в нулевое положение, после чего возможен пуск двигателей.