Приборы и устройства безопасности
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7Согласно Правилам при подходе одного крана к другому приводные электродвигатели механизмов передвижения должны отключаться на расстоянии между кранами менее 0,5 м. При больших скоростях передвижения кранов конечные выключатели как приборы ближнего действия могут не предотвратить столкновения кранов, перемещающихся по одним крановым путям. Поэтому во избежание столкновения кранов применяют различные устройства, преимущественно бесконтактного типа, например фотоэлектрические системы. Для этого на кранах устанавливают излучатели и приемники света, которые имеют исполнительное реле, отключающее электродвигатели механизма передвижения крана, если он вошел в непосредственную близость с рядом работающим краном.
Краны, работающие на открытых эстакадах, снабжают противоугонными захватами, исключающими перемещение крана вдоль крановых путей под действием ветровой нагрузки нерабочего состояния. Эти захваты выполняют в виде клещей с механическим или электромеханическим приводом и устанавливают на концевых балках пролетного строения крана. При наложении захватов клещи охватывают и зажимают головки рельсов кранового пути, удерживая кран. Захваты накладываются машинистом при усилении ветра до значения предельного состояния. Звуковой или световой сигнал о таком усилении ветра включается специальным прибором (анемометром) для измерения силы ветра, установленным на кране.
Звуковая сигнализация на кране необходима для оповещения рабочих о повышенной опасности, возникающей при перемещении грузов кранами. Обычно для этой цели используют электрические звонки или сирены, для включения которых служит кнопка на рычаге управления механизмами передвижения крана или ножная педаль.
Световая и знаковая сигнализация служит для информирования машиниста о возможных неисправностях электрооборудования крана или об опасных зонах его обслуживания. Главные троллеи крана имеют световую сигнализацию о наличии напряжения на троллеях. Сигнальные лампы подключены непосредственно к троллеям и установлены на каждой фазе при использовании трехфазного переменного тока. Цвет ламп в этом случае красный. При использовании постоянного тока возле троллей устанавливают две лампы белого цвета, включенные параллельно.
Опасную зону ограждают также знаками безопасности и плакатами, устанавливаемыми на кране и в производственных помещениях. В СССР принята система сигнальных цветов безопасности (ГОСТ 12.4.026— 76*), которая определяет характеристики сигнальных цветов, размеры, форму и цвета знаков безопасности. Значения сигнальных цветов следующие: красный — запрещение, непосредственная опасность, средство пожаротушения; желтый — предупреждение, возможная опасность; зеленый — безопасность, предписание; синий — указание, информация. Для усиления контраста основных сигнальных цветов приняты вспомогательные цвета— белый и черный. Знаки безопасности, устанавливаемые в помещениях, в которых эксплуатируются краны, и на самих кранах, приведены на 4-й странице обложки. Установка знаков безопасности в производственных помещениях и на крановом оборудовании обязательна!
Наряду с приборами и устройствами безопасности механизмы мостового крана обязательно снабжаются надежно действующими тормозами. От технического состояния тормозов во многом зависит безопасность эксплуатации и производительность работы крана.
Тормозом называют устройство, предназначенное для остановки кранового механизма, а также надежного удержания груза в поднятом состоянии. Основное назначение тормозов заключается в создании сил сопротивления перемещению кранового механизма и груза.