Приборы и устройства безопасности
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7В мостовых электрических кранах применяют колодочные и дисково-колодочные тормоза. В колодочных тормозах тормозные колодки прижимаются к наружной поверхности тормозного шкива, а в дисково-колодочных — к торцевым поверхностям диска. Тормоза мостовых электрических кранов в нормальном состоянии замкнуты и их колодки прижаты к тормозному Диску или к шкиву, когда отключен приводной двигатель механизма и привод тормоза (ст. 125 Правил). Усилие прижатия колодок к шкиву (усилие замыкания тормоза) создается предварительно сжатой замыкающей пружиной. Эти тормоза размыкаются, освобождая механизмы крана, только при включении привода тормоза одновременно с включением приводного двигателя механизма.
При торможении кинетическая энергия движущегося механизма преобразуется в тепловую энергию нагрева поверхностей трения тормоза, при этом температура на поверхности трения может превышать 200 °С. Для повышения стабильности работы тормозов тормозные колодки облицовывают специальными износостойкими материалами, мало изменяющими свои фрикционные свойства при нагреве тормоза.
Если толщина накладки уменьшится вследствие изнашивания в средней части до 1/2, а в крайних частях до 1/3 первоначальной толщины, то накладка становится непригодной к эксплуатации. Фрикционные накладки не ремонтируют, их заменяют новыми. Накладку прикрепляют к колодке медными, латунными или алюминиевыми заклепками. Помимо приклепывания накладок заклепками в настоящее время накладки приклеивают к колодкам термостойкими клеями.
Для полной остановки и удержания механизма или поднятого груза в неподвижном состоянии необходимо, чтобы тормозной момент тормоза был больше крутящего момента, создаваемого приводным двигателем механизма или массой поднятого груза. Превышение тормозного момента над крутящим называют коэффициентом запаса торможения. Для тормозов механизма подъема груза в зависимости от режима работы коэффициент запаса торможения должен быть не менее 1,5 — для легкого режима работы; 1,75 — для среднего режима; 2,0 — для тяжелого и 2,5 — для весьма тяжелого режима работы (ст. 130 Правил).
Каждый крановый механизм снабжен обычно одним автоматически действующим тормозом за исключением кранов, которые транспортируют расплавленный металл, взрывчатые и ядовитые вещества, кислоты и т. п. Механизмы подъема груза этих кранов должны иметь два тормоза, действующие на один вал независимо друг от друга (ст. 131 Правил).
Крановые колодочные тормоза снабжаются электромагнитным приводом или приводным электрогидравлическим толкателем. Приводные электромагниты бывают постоянного (П) и переменного (Т) тока, поэтому крановые тормоза обозначаются индексами ТКП или ТКТ с соответствующей цифрой, указывающей на диаметр тормозного шкива. Тормоза с электрогидравлическими толкателями обозначаются индексами ТКТГ с цифрой, указывающей на диаметр тормозного шкива, и подключаются только к трехфазной электрической сети переменного тока напряжением 220/380 В.
В качестве тормозного шкива в основном используют одну из половин муфты, соединяющей ротор приводного двигателя с входным валом редуктора (ст. 129 Правил). Тормозную полумуфту обязательно устанавливают на входном валу редуктора. Это необходимо для того, чтобы при разрушении пальцев муфты механизм остался заторможенным. Если тормозную полумуфту закрепить на валу ротора приводного электродвигателя, то при поломке пальцев муфты механизм останется расторможенным, что приведет к аварии.