Приборы и устройства безопасности

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Электрооборудование мостовых кранов выполняется в основном из электротехнических изделий 1-го класса, которые имеют только рабочую изоляцию и клемму для присоединения заземляющей шины. Поэтому Правилами предусматривается обязательное заземление металлоконструкций, корпусов электродвигателей, кожухов электрических аппаратов управления, металлических оболочек кабелей и т. п. Заземление представляет собой преднамеренное соединение с землей металлических частей электрооборудования, которые в нормальных условиях не находятся под напряжением, но которые могут оказаться под напряжением вследствие пробоя изоляции токоведущих частей.

Заземление выполняется в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок (ПУЭ—76, раздел V, М. Энергоатомиздат, 1985). Заземляющей магистралью в мостовых электрических кранах являются металлоконструкция крана и крановые рельсы. Рельсы надежно соединяют стальными полосами с общецеховым контуром заземления.

При напряжении электрической сети с изолированной нейтралью до 1000 В и суммарной мощности электрооборудования цеха до 100 кВт сопротивление растеканию электрического тока заземлителя не должно превышать 10 Ом, а при мощности электрооборудования свыше 100 кВт при любом режиме нейтрали — 4 Ом. Поэтому помимо естественных заземлителей обычно устраивают дополнительно искусственный в виде вертикальных или горизонтальных металлических труб и полос, уложенных в земле и соединенных общей шиной. С этой шиной соединяют крановые рельсы мостовых кранов.

Проверку сохранности электрической цепи в контуре заземлителя и определение величины его сопротивления производят не реже одного раза в год. Такие работы проводят квалифицированные слесари-электрики. В обязанности машиниста крана входит периодический осмотр мест соединения крановых рельсов с контуром заземления и надежности крепления заземляющих шин к электрическим аппаратам крана.

В четырехпроводных электрических сетях с заземленной нейтралью металлические корпуса электрооборудования кранов обязательно соединяют с нулевым проводом. Такой способ защиты от поражения электрическим током называют занулением. При занулении защита обслуживающего персонала достигается автоматическим отключением от электрической сети электрооборудования с поврежденной изоляцией. Во время случайного замыкания фазы на корпус электрической машины возникает короткое замыкание фазы с нулевым проводом. При этом срабатывает токовая защита, например перегорают вставки плавких предохранителей, и фазовый провод с поврежденной изоляцией отключается от сети энергоснабжения. Плавкие предохранители выбирают исходя из условия, что ток короткого замыкания в 3 раза выше номинального значения тока в электрической цепи. Применение некалиброванных вставок недопустимо, так как при слишком малом сопротивлении они могут не разрушиться током короткого замыкания и корпус электрического аппарата с поврежденной изоляцией останется под напряжением.

Для исключения случайного прикосновения к токоведущим частям системы энергоснабжения крана их размещают на недоступной высоте, ограждают и изолируют.

Троллейные шины крепят на высоте не менее. 3,5 м от уровня пола. Ограждают токоведущие части контроллеров, контакторов, рубильников, реле и т. п. Электрические коммутационные устройства цепей управление краном размещают в металлических шкафах, которые надежно заземляют.

При осмотрах, и обслуживании электрооборудования кранов следует, пользоваться переносными лампами; пониженного напряжения (12—36 В) и применять индивидуальные средства защиты; диэлектрические перчатки, коврики, боты, калоши, инструмент с изолированными ручками. Применение бытовых резиновых перчаток, рукавиц, бет и калош при обслуживании электрооборудования крана не: допускается!