Техническая диагностика СБМ и СБКМ

Страницы: 1 2 3 4

В условиях эксплуатации необходимо знать техническое состояние каждой машины. Отказ машины происходит внезапно, но подготовка этого отказа происходит в течение определенного времени и складывается из ряда процессов: изнашивание деталей, усталостные явления, изменение свойств смазочных материалов и другие процессы, которые зависят от времени и условий эксплуатации. Для заблаговременного выяснения результатов этих процессов применяют техническое диагностирование машин (от греческого слова diagnosticos — способный распознать). Техническое диагностирование позволяет устанавливать техническое состояние машины в данный момент, а также прогнозировать изменение технического состояния машины с целью установления предполагаемого момента отказа.

Для определения возможного момента отказа машины необходимо знать первоначальное техническое ее состояние и закономерности процессов, обусловливающих снижение ее работоспособности. Основным затруднением в этой работе является то, что процессы, снижающие работоспособность машин, зависят от большого числа трудно поддающихся учету условий работы. Это приводит к тому, что их действие носит вероятностный характер, не обеспечивающий необходимой точности прогнозирования.

В то же время периодически проводимые операции диагностирования позволяют осуществлять необходимое уточнение, дающее возможность с достаточной для практики точностью предсказать момент появления отказа или приближения к моменту необходимости проведения ремонта.

При проведении технического диагностирования состояния машины в основном определяют величину ее разрегулировки и износа деталей. Определение этих величин путем их непосредственного замера вызвало бы необходимость полной разборки машины, что практически невозможно по экономическим и организационно-техническим соображениям.

Диагностирование выполняют только в том случае, если можно определять техническое состояние как самой машины, так и ее деталей и сборочных единиц без разборки, пользуясь только внешними данными. Так, неточность изготовления или износ деталей редуктора определяют путем анализа их зависимости от издаваемого редуктором шума и величины его вибрации.

По степени охвата техническое диагностирование разделяют на общее и локальное.

При общей системе технического диагностирования объектом диагностирования является изделие в целом или заготовка. Эта система предназначена для выявления степени изменения основных функций машины по сравнению с эталонной машиной, например установление отношения реальных возможностей машины к расчетным. Выводы общей системы диагностирования используют при комплексной оценке технического состояния машины и для принятия решений о необходимости ее направления в ремонт.

Локальная система технического диагностирования — система диагностирования составной части машины, предназначенная для выявления и оценки имеющихся в машине конкретных дефектов, что необходимо для быстрого и точного поиска места поломки, а также для своевременного предотвращения отказов.

Результаты диагностирования могут быть использованы для решения следующих задач: определения и устранения причины, вызвавшей отказы и разрушения деталей и сборочных единиц машины или их аварийный износ; предсказания процессов изнашивания деталей и на основе их анализа установления вероятного времени наступления отказа машины; разработки графиков технического обслуживания и ремонта машин.

Техническое диагностирование можно выполнять тремя основными методами: статистическим, граничных испытаний и инструментальным.

При статистическом методе моменты отказа прогнозируют на основе обработки результатов достаточно полной и математически обоснованной информации об отказах как элементов, так и самих машин.

Метод граничных испытаний основан на определении прогнозирующих параметров машины или ее элементов в условиях ускоренных испытаний, позволяющих с достаточной точностью и быстротой установить слабые элементы и типовые дефекты, тем самым существенно дополнив данные статистического метода.

Инструментальный метод, базирующийся на применении диагностирующей аппаратуры, обеспечивает необходимую корректировку данных, полученных первыми двумя методами, за счет установления реального технического состояния машины и его изменения в конкретных условиях эксплуатации.

Основные положения по техническому диагностированию различных систем и сборочных единиц СБМ и СБКМ следующие.