Экспертиза, согласование и утверждение проектов

Проектно-сметная документация перед утверждением представляется на государственную экспертизу в зависимости от сложности и стоимости объекта: в Госстрой СССР (Главгосэкспертиза), госстрои союзных республик, министерства, ведомства, исполкомы Советов народных депутатов.
Как правило, при экспертизе проектов, существенно улучшаются технико-экономические показатели, устраняются недостатки и просчеты проектировщиков, снижается первоначальная сметная стоимость строительства. Экспертиза является действенным средством контроля за проектированием и внедрением новейших научно-технических достижений в проекты зданий и сооружений.
В процессе экспертизы документации на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений проверяется:
соответствие проекта заданию на проектирование, генеральному плану населенного места или промышленного узла;
соответствие технологических процессов, оборудования новейшим достижениям науки, техники и научной организации труда, решений технологической части проекта нормам техническое проектирования;
соответствие архитектурно-строительных решений требованиям технологии производства продукции и современному уровню строительной техники и индустриализации строительства;
качество архитектурно-художественных решений зданий и сооружений;
правильность решений генплана предприятия, комплекса или от дельных зданий;
правильность определения сметной стоимости строительств (реконструкции) предприятий, зданий и сооружений, структур капитальных вложений, а также подготовленность сметной документации для осуществления расчетов за полностью законченные объекты или этапы работ;
прогрессивность применяемых конструктивных решений и методов организации и механизации строительства.
Весь круг вопросов организации экспертизы определяется «конструкцией о порядке проведения экспертизы проектов и смет строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений» с учетом специфики и особенностей запроектированного объекта, в соответствии с которыми составляется план проведения экспертизы, устанавливаются конкретные исполнители и сроки ее проведения.
В соответствии с постановлением «О дальнейшем совершенствовании проектно-сметного дела и повышении роли экспертизы и авторского надзора в строительстве» Госстрою СССР, Госплану СССР, Советам Министров союзных республик поручено при проведении экспертизы технико-экономических обоснований, проектно-сметной документации обеспечить контроль за комплексным решением вопросов строительства объектов производственного, социально-бытового назначения, жилищных объектов, охраны окружающей среды.
Проекты наиболее крупных и важных предприятий, зданий и сооружений представляются на экспертизу министерствами и ведомствами СССР (часто после рассмотрения на научно-технических советах) или Советами Министров союзных республик в Главное управление государственной экспертизы Госстроя СССР, а также в органы экспертизы Государственного комитета СССР по науке и технике и Государственного комитета СССР по ценам. Сводное экспертное заключение представляется в Совет Министров СССР.
Экспертизу проектно-сметной документации по стройкам стоимостью 4 млн. руб. и выше проводят министерства и ведомства СССР. Экспертизу проектно-сметной документации по стройкам, подлежащих утверждению Советами Министров союзных республик, проводят Госстрои союзных республик.
Проекты и сметы на экспертизу представляют заказчики, срок ее проведения не должен превышать 30 дней.
Значительно повышается качество экспертизы проектов с применением ЭВМ и созданием автоматизированной системы экспертизы проектов, которая объединяет автоматизированные системы проектирования и управления (САПР и АСУС) и дает возможность оценивать результаты автоматизированного проектирования» управлять качеством проектов (рис. 2.6).




Рис. 2.6. Взаимосвязь автоматизированной системы экспертизы с САПР и АСУС

Как показал опыт работы Главгосэкспертизы Госстроя СССР автоматизированная система экспертизы проектно-сметной документации обеспечивает: повышение производительности труда экспертов, широкое внедрение машинных программ оценки проектов, повышение достоверности оценки и качества экспертизы, поэтапную экспертизу сложных проектов в ходе разработки и выдачу прогнозов и рекомендаций по их улучшению, выявление излишеств в проектных решениях, экономию материальных и трудовых затрат в строительстве.
Использование ЭВМ при экспертизе расширяет возможности выборочного контроля проектов. Оценка всех без исключения проектов (по определенному виду производства) позволяет выявить проекты наиболее низкого качества. При достаточной степени доверия к машинной оценке со стороны эксперта проект, забракованный ЭВМ, можно сразу отправить на переработку в проектный институт. Если же средствами автоматизации экспертизы пользуется проектный институт, то это дает возможность не допускать недостатков в проектах или устранять их до представления на экспертизу.
Согласование и утверждение проектно-сметной документации регламентируется Инструкцией СНиП. Раздел рабочего проекта (проекта) «Организация строительства» заказчик проекта согласовывает с генеральной подрядной строительно-монтажной организацией.
Проекты на строительство наиболее крупных и важных предприятий, зданий и сооружений утверждаются Советом Министров СССР; остальные рабочие проекты (проекты) после прохождения экспертизы в зависимости от сложности и стоимости объекта — министерствами и ведомствами СССР, Советами Министров союзных республик.
Утвержденный рабочий проект (проект) предприятия, здания, сооружения является основанием для планирования и финансирования строительства этого объекта, заказа основного оборудования, а также заключения договора подряда на строительство.


Строительное производство