Безосколочное стекло

Пятьдесят лет назад один французский химик, работая в своей лаборатории, поставил колбу с каким-то органическим реактивом на полку шкафа и забыл. Прошло несколько дней. Ему понадобилось что-то достать в шкафу; он задел рукавом забытую колбу, она упала на пол и, к удивлению ученого, не разбилась. Он поднял колбу и увидел, что стекло колбы треснуло в разных направлениях, но не развалилось на куски, как бы чем-то склеенное.

Долго вспоминал ученый, что было в этой колбе, какой раствор мог из нее испариться, оставив прозрачную, тоненькую пленку на стенках стекла. Текущая работа отвлекла его от этих мыслей. Только много лет спустя, когда развилась автомобильная промышленность и когда в автомобильных катастрофах водители и пассажиры часто страдали от осколков разбитых стекол, ветровых и оконных, ученый вспомнил про случай с неразбившейся колбой.

Эта колба еще стояла в шкафу. Исследовав ее, ученый установил, что в ней хранился раствор нитроцеллюлозы, после испарения которого на стекле остался тончайший слой прозрачного целлулоида. И ему пришла в голову блестящая мысль — приготовить безосколочное стекло, склеив прозрачным целлулоидом два листа обыкновенного стекла.

Такое стекло было названо «триплексом». Его сразу же применили в автомобильной промышленности. Но это стекло имело свои недостатки. Целлулоидная прослойка быстро желтела, и стекло делалось мутным.

В настоящее время у нас приготовляют триплекс другим способом. Берут тонкий лист обычного стекла и покрывают его слоем клея из специальной прозрачной пластмассы. На слой этой пластмассы, пока он еще не застыл, накладывают второй лист стекла и снова покрывают клеем. Наложив таким образом друг на друга несколько листов стекла с пластмассовыми клеевыми прослойками, весь этот «слоеный пирог» из стекла и пластмассы кладут в резиновый мешок и ставят в специальную машину, где стекло прессуется, одновременно подвергаясь действию высокой температуры. От температуры клей затвердевает, и получается единый и прочный лист склеенных стекол.

Такие стекла вставляют на место ветрового стекла автомобиля. В годы Великой Отечественной войны безосколочные стекла вставляли в смотровые щели танков, бронемашин и применяли на кораблях. Если в такое безосколочное стекло попадала пуля или осколок снаряда, то разбивалось всего два—три слоя стекла, которые оставались склеенными между собой и осколков не давали.

В настоящее время безосколочное стекло широко применяется для застекления всех видов транспорта: автомобилей, автобусов, троллейбусов и трамваев.