Художественные отделки стеклянных поверхностей

В южных странах, как и у нас в Средней Азии, где часто бывают песчаные бури и песок с силой бьет в стекла окон, стекла постепенно мутнеют, теряют свою прозрачность. Это особенно заметно в западной части Туркменской ССР, где ураганный ветер несет с собой тучи песка и целыми пригоршнями швыряет с большой силой песок в окна. Песчинки царапают стекло, и через несколько лет оно делается почти матовым.

Лет сорок назад, когда люди научились получать сжатый воздух, они воспользовались его силой для того, чтобы с помощью песка делать поверхность стекла шероховатой и этим лишать его прозрачности. Теперь сделан специальный аппарат, в нем помещается сухой песок. Подхваченный струей сжатого воздуха, песок через резиновый шланг направляется на стекло. Выбоины в стекле зависят от размера песчаных частиц. Этим способом можно нанести на стекло любой рисунок. Для этого на стекло накладывают вырезанные на трафарете рисунки, на которые направляют струю песка. В настоящее время можно этим способом получить любую поверхность стекла — от грубозернистой до шелковисто-матовой. Если затем отполировать матовый рисунок, то получаются искристые и шагреневые поверхности.

Глубина рисунка, или пространственное восприятие, достигается постепенным уменьшением контура рисунка (вроде аппликации). При боковом освещении такого рисунка он будет казаться объемным, как скульптура. Объемность достигается еще тем, что рисунок выбивают на двух пластинах стекла, которые затем складывают так, чтобы обе половинки рисунка совпали. Тогда в толще стекла получается скульптурное изображение.

Пескоструйной обработкой сделаны витражи для Ленинградского порта, с изображением кораблей русского флота XVIII и XIX веков, и большой витраж с портретом Ломоносова для Пулковской обсерватории.

С течением времени стекло как бы покрывается перламутровой дымкой и создается впечатление, будто поверхность стекла разноцветно окрашена. Это же можно получить и искусственным путем, с помощью нанесения на стекло тончайших пленок, представляющих собой тонкие окрашенные или бесцветные слои окислов различных металлов. Этим способом можно имитировать старые стекла, радужная пленка на которых появляется из-за разрушения поверхностного слоя стекла от длительного действия атмосферы.

Этот метод был успешно применен при восстановлении разрушенного фашистскими захватчиками памятника архитектуры XVIII века в окрестностях Ленинграда — дворца «Монплезир». Стекло можно расписывать специальными красками, подобно фарфору. Краски закрепляют затем обжигом стекла.

Новый вид изображений на стекле получают специальными карандашами, состоящими из легкоплавких силикатных красок. Для этого вначале стекло делают матовым, потом на нем рисуют карандашами, после чего стекло обжигают. При обжиге рисунок как бы приплавляется к стеклу, и прочность его гарантируется на столетия. Если сделать рисунок с двух сторон стекла, получаются очень глубокие по тону и пластичные по форме изображения.