§ 7. Расположение вспомогательных механизмов и трубопроводов в машинном и котельном отделениях судна

Расположение вспомогательных механизмов.  В каждом машинном отделении кроме главного двигателя должны быть рационально и удобно для эксплуатации размещены все вспомогательные механизмы. С целью повышения живучести судна число основных вспомогательных механизмов удваивают (дублируют), а некоторые из них, кроме того, резервируют — ставят как запасные. Обязательно дублирование таких механизмов, как питательные, топливные, масляные и охлаждающие насосы, электрогенераторы, фильтры, вентиляторы и др.

Кроме механизмов, обслуживающих главные двигатели, в машинном отделении располагают также механизмы общесудового назначения: пожарные, трюмные, балластные, нефтеперекачивающие насосы, сепараторы масла и топлива со своими насосами, насосы питьевой, мытьевой и санитарной воды, вспомогательные котлы и турбогенераторы, испарительную и опреснительную установки и т. д. Ряд механизмов общесудового назначения очень часто размещают вне машинных отделений, например утилизационный паровой котел с обслуживающими его механизмами, вспомогательные и аварийные дизель-генераторы — на верхней палубе в специально отведенных помещениях, нефтепогрузочные и нефтеперекачивающие насосы танкеров — в насосном отделении, рулевую гидравлическую машину — в румпельном отделении и т. д.

Если на судне имеется редукторное отделение, в нем помещают все вспомогательные механизмы, кроме главных циркуляционного и конденсатного насосов, размещаемых обязательно вблизи главных турбин.

Все вспомогательные механизмы обычно свободно располагают в промежутках между главными двигателями и бортами судна, вследствие чего длина машинных отделений не увеличивается. В котельных отделениях располагают в основном механизмы, обслуживающие котельную установку. Если в котельном отделении устанавливают рядом два котла, то обслуживающие их механизмы, кроме питательных насосов, выносят в специальный отсек. Котельные турбо- и электровентиляторы находятся обычно в надстройках над котельными отделениями.

Размещение судовых систем и трубопроводов. Все суда независимо от их назначения оборудуют соответствующими системами и трубопроводами для перемещения различных жидкостей и газов (воды, пара, жидкого топлива и масла, отработавшего газа и т. д.). Следовательно, системы и трубопроводы являются как бы питательными артериями судна и служат для обеспечения бесперебойной работы энергетической установки, мореходных качеств судна, живучести, безопасности плавания, а также для удовлетворения хозяйственно-бытовых нужд команды. В зависимости от назначения все системы судна можно подразделить на две группы:
судовые системы, предназначенные для обслуживания различных нужд всего судна (балластная, дифферентная, фановая, осушительная, парового отопления, питьевой и мытьевой воды, сточная, пожарная и т. д.);
системы судовых энергетических установок, обслуживающие энергетическую установку судна (топливная, масляная, воздушная и т. д.).

В состав судовых систем входят трубопроводы, а также различное оборудование и механизмы, обслуживающие систему (насосы, компрессоры, подогреватели и т. д.). Собственно трубопроводом называется совокупность труб, их соединений, арматуры и приборов, входящих в ту или иную систему. Устройство и расположение судовых систем определяется их конкретным назначением, числом и расположением потребителей. В свою очередь размещение трубопроводов любой системы зависит от вида, размеров и места установки механизмов и теплообменных аппаратов, обслуживаемых трубопроводом, и места установки оборудования системы.

Машинное и котельное отделения отличаются максимальной насыщенностью различными механизмами. Поэтому трассы трубопроводов располагают таким образом, чтобы они занимали как можно меньше места и были доступны для обслуживания и ремонта. Кроме того, учитывают требования живучести судна и бесперебойной работы обслуживаемых трубопроводами механизмов. В связи с этим трубопроводы размещают в междудонном пространстве, под палубой или вдоль бортов и переборок машинного отделения, располагая ряд трубопроводов на специальных панелях. На некоторых судах делают подпалубные коридоры, идущие с носа в корму судна, по которым прокладывают трубопроводы и электрокабель.

Расположение и устройство трубопроводов общесудовых систем также должны отвечать требованиям живучести судна и наиболее удобного их обслуживания. Существуют три основных принципа устройства этих систем: автономный, групповой и централизованный, которые применяют в зависимости от расстановки механизмов на судне.

При автономном принципе устройства (рис. 10, а) каждый водонепроницаемый отсек судна обслуживается самостоятельным механизмом, предназначенным для приемников только данного отсека. При групповом принципе (рис. 10, б) каждый механизм обслуживает несколько водонепроницаемых отсеков с размещенными в них потребителями. При централизованном принципе все приемники судна обслуживаются одним механизмом, предназначенным для данной судовой системы. Выбор того или иного принципа устройства системы зависит от требований, предъявляемых к установке. Если решающим требованием является невысокая стоимость установки, применяют централизованный принцип, если живучесть и маневренность — автономный.


Рис. 10. Схема расположения узлов осушительной системы, выполненной по автономному (а) и групповому (б) принципам. 1 — приемные сетки; 2, 4 — невозвратно-запорные клапаны; 3 —осушительный насос; 5 — клапанная коробка; 6 — трубопроводы.

Размещение запасов топлива, воды и масла. При угольном отоплении котлов уголь размещают в бортовых и поперечных бункерах; если котел работает на жидком топливе, используют отсеки двойного дна и бортовые отсеки. Запасы топлива в установках с двигателями внутреннего сгорания находятся в бортовых отсеках машинного отделения, в отсеках двойного дна, а иногда в поперечных отсеках, разделяющих (через коффердам) машинное отделение и грузовой трюм. Машинное масло  хранят в цистернах, расположенных в машинном отделении, или в бочках на палубе. Запасы пресной питательной воды находятся в отсеках двойного дна, расположенных в районе котельного отделения. Питьевую воду обычно хранят в специально подготовленных кормовых или носовых цистернах, реже — в цистернах двойного дна.