Глава V. Судовые вспомогательные механизмы

§ 27. Судовые насосы, их классификация и назначение

Судовые насосы предназначены для обеспечения нормальной работы главных машин и удовлетворения общесудовых нужд. При помощи насосов осуществляется перемещение жидкостей или газовых сред по трубопроводам внутри судна, прием их из-за борта на судно или удаление за борт. Все насосы, применяемые на судах, можно классифицировать по следующим признакам:
—       по принципу действия и конструктивному исполнению — объемные, лопастные и струйные;
—       по назначению — общесудовые, специальные и насосы для обслуживания главных и вспомогательных механизмов энергетической установки;
—       по способу приведения в действие — автономные и неавтономные.

Объемные насосы перекачивают жидкости или газы определенными объемами или порциями. В свою очередь объемные насосы делятся на поршневые и ротационные. Поршневой насос имеет в качестве вытеснителя поршень (дисковый или скальчатый), совершающий возвратно-поступательное движение в цилиндре. Насос, у которого в корпусе размещен равномерно вращающийся ротор, создающий равномерную подачу жидкости или газа, носит название ротационного.

Лопастными называются насосы, у которых необходимая энергия сообщается перекачиваемой жидкости или газу равномерно вращающимися рабочими лопастями. В зависимости от характера движения потока жидкости лопастные насосы подразделяются на центробежные, вихревые и осевые (или пропеллерные).

Струйными называются насосы, использующие в работе кинетическую энергию струи воды или газа, вытекающей с большой скоростью из рабочего сопла. В зависимости от рабочего вещества струйные насосы подразделяются на водоструйные (жидкоструйные) и пароструйные (газоструйные).

В зависимости от возможности переключения насоса на подачу жидкости в обратном направлении они могут быть реверсивными и нереверсивными. Реверс производится изменением направления вращения привода насоса, а также манипуляцией соединительных реверсивных муфт. К реверсивным относятся объемные, вихревые и осевые насосы.

Общесудовые насосы обслуживают нужды всего судна и располагаются в специальном насосном отделении или в узловых местах соответствующей системы. К общесудовым относятся: балластные, осушительные, пожарные, водоотливные, санитарные и др. Назначение каждого из этих насосов определяется назначением соответствующей системы, которую обслуживает насос.

Специальные насосы предназначены для обеспечения специальных нужд судна, например: креновые и дифферентные— для подачи забортной воды в креновые и дифферентные танки (цистерны); грузовые — для перемещения жидкого груза внутри наливного судна, на берег или на другие суда; зачистные — для удаления остатков жидкого груза и отходов моечных веществ из грузовых танков; моечные — для подачи горячей воды к моечным устройствам грузовых танков.

Насосы главных и вспомогательных механизмов служат для обеспечения нормальной и бесперебойной работы этих механизмов, поэтому они располагаются в основном в машинно-котельных отделениях. К этим насосам относятся: топливоперекачивающие, охлаждающие, топливные, масляные, питательные, циркуляционные, конденсатные, бустерные и т. д.

Подавляющее большинство насосов являются автономными, т. е. имеют собственный привод и могут работать независимо от работы обслуживаемых ими механизмов и устройств. В качестве автономного привода насосов применяют паровые машины и турбины, двигатели внутреннего сгорания, газовые турбины, электродвигатели, пневмо-гидродвигатели и ручной привод.

Неавтономными и навешенными называются такие насосы, которые не имеют самостоятельного привода, а получают движение от обслуживаемого ими механизма, например, навешенные на главный двигатель топливоподкачивающий, охлаждающий насосы и др.