Гидравлические и термические способы очистки

К рассматриваемым способам очистки, которые применяют преимущественно при подготовке под окрашивание эксплуатируемых судов, относятся собственно гидравлический, гидропескоструйный, гидроструйный.

Принцип гидравлической очистки заключается в обработке загрязненных поверхностей струей воды под давлением до 70 МПа. За границей имеется несколько видов установок такого типа. В ФРГ, например, предложена установка «Вома», а также установка «Магномат», устраняющая при очистке тяжелый ручной труд и выпускаемая в трех вариантах: А — для установки на палубе судна; Б — для установки на корпусе с помощью крана; В — с раздельным узлом управления (крепится на кране) и самоходной магнитной тележкой (устанавливается на корпусе судна). Масса всей установки около 1,4 т, самоходной магнитной тележки — 0,3 т. Установка работает по программе. Более совершенный вариант такой установки «Атюмат ОРЦ» массой 0,2 т используют для очистки борта с причала или в доке.


Рис. 4.4. Очистка корпуса и днища судна от обрастания, старой краски и ржавчины с помощью механизированной установки.

Автоматизировать очистку корпуса судна также позволяет зарубежная установка (рис. 4.4), которую можно использовать в доке и на стапеле. Она смонтирована на специальной тележке и позволяет выполнять работы на высоте от 12 до 34 м.

Очистка осуществляется водой, подаваемой под давлением 20—70 МПа в специальные сопла, перемещающиеся вверх, вниз и вдоль корпуса судна. Максимальной эффективности очистки удается достичь благодаря строгому фиксированию распылительных головок на оптимальном расстоянии от корпуса.

При гидравлической очистке следует применять водораспылители, выдерживающие давление подаваемой в них воды. Для этого на рукоятке указывается максимальное давление, при котором можно применять водораспылитель.

Гидропескоструйную очистку используют в тех случаях, когда с помощью обычной гидравлической очистки не удается удалить загрязнения с высокой адгезией. При этом способе в короткий срок полностью удаляют лакокрасочное покрытие и окалину, поверхность хорошо очищается от ржавчины, в том числе в различных углублениях. Недостаток данного способа — быстрое ржавление металла после очистки, необходимость удаления и заготовки большого количества влажного песка.

Гидроструйная очистка является разновидностью гидравлической. Она предназначена для удаления обрастаний, рыхлой ржавчины, сильно разрушенных красок и различных поверхностных загрязнений. Осуществляют ее установками «Магномат», «Атюмат ОРЦ» (рис. 4.5), «Рюк Цук Докмастер», «Стар» и другими, аналогичными по устройству.

При термическом способе очистки окалину, ржавчину, старую краску, загрязнения жирового характера, различные надписи удаляют с помощью специальных горелок различной формы — плоских, кольцевых и др. На обычных сталях при нагревании окалина, имеющая небольшой коэффициент теплового расширения, легко растрескивается и отслаивается. При очистке малолегированных сталей этот способ непригоден, так как коэффициенты теплового расширения стали и окалины почти одинаковы. Термическая обработка неприменима и для конструкций из тонколистового металла: нагревание может вызвать их деформацию.

Ржавчина при термической обработке теряет влагу и превращается в рыхлые черно-бурые окислы железа, которые легко удаляются с поверхности металла проволочными щетками. В таком виде, попадая в краску при окрашивании поверхностей с неполностью удаленной ржавчиной, она играет роль пигмента.

Хотя термический способ удаления старых покрытий очень эффективен, применяют его редко, только при хорошей вентиляции и там, где не используются пленки очень горючих красок из-за возможности быстрого распространения огня по очищаемой поверхности. Кроме того, краски при сгорании выделяют значительное количество легколетучих паров, содержащих такие ядовитые компоненты, как акролеин, окислы свинца, хрома, цинка, иногда мышьяка, олова или других синтетических продуктов. Поэтому термическую очистку может выполнять только квалифицированный рабочий или рабочий смежных профессий. Обязательны интенсивная вентиляция с промывкой удаляемого воздуха и использование индивидуальных средств защиты.


Рис. 4.5. Установка «Атюмат ОРЦ» («Вома»), используемая для очистки с причала (а) или в доке (б).