Подготовительные, грунтовочные и окрасочные работы

Эксплуатация судов и различного рода конструкций и оборудования, подвергающихся постоянному действию морской воды (установок стационарных и плавучих, причалов, опор, эстакад, водоводов, фильтров и т. п.) или влажного морского воздуха и атмосферному влиянию, показывает, что надежная защита их от преждевременных коррозионных разрушений возможна только при обязательном учете особенностей применяемого покрытия, строгом соблюдении всех технологических требований, предъявляемых к различным видам подготовительных, грунтовочных и окрасочных работ, выборе лакокрасочного материала в соответствии с условиями эксплуатации и т. д.

Условия выполнения окрасочных работ в судостроении отличаются от условий их производства в других отраслях промышленности, где выделены специальные цехи или участки с хорошо оборудованными рабочими местами, отапливаемыми в холодное время года и снабженными приточно-вытяжной вентиляцией.

В судостроении значительную часть окрасочных работ приходится выполнять непосредственно на судах, находящихся на стапеле или в достройке на плаву. На судоремонтных заводах окрашивают суда, находящиеся у причала, в доках или поднятых на стенку.

С целью уменьшения объема окрасочных работ на готовом судне грунтование и частично окрашивание производят в заготовках, узлах или секциях. Кроме того, несмотря на частичное окрашивание отдельных участков судна, его необходимо полностью окрасить перед сдачей в эксплуатацию. Поэтому в судостроении рабочее место организуется у конструкции, секций, на стапеле, достроечной набережной, в доке, куда необходимо подавать инструмент и оборудование для подготовки к окрашиванию и лакокрасочные материалы для грунтования или окрашивания.

В связи с тем что суда при постройке, доковании или ремонте окрашивают в течение всего года (при пониженной температуре и в ненастную погоду), необходимо принимать меры, уменьшающие влияние неблагоприятных атмосферных факторов на качество нанесенного покрытия. В отдельных случаях, например при обильной росе, моросящих осадках, тумане, отрицательной температуре, если не применяются специальные краски, окрасочные работы на открытом воздухе приходится приостанавливать.

В холодное время года для грунтования и окрашивания можно применять только специально отобранные для этого грунтовки и краски, сооружать отепляющие устройства, использовать тепло-отражающие панели, поддерживающие в районе окрасочных работ температуру 10—12 °С, и работать подогретыми красками.

Независимо от способа очистки необходимо принимать меры к тому, чтобы подготовленный металл не подвергался ржавлению и загрязнению, неизбежным в процессе постройки судна. С этой целью очищенный металл покрывают слоем специальной грунтовки или краски, срок службы которых рассчитан от очистки металла в листах или профиле до окончания постройки судна.

Для защиты очищенного металла на межоперационный период предложено значительное количество грунтовок на алкидных, алкидно-стирольных, поливинилбутиральных, полиакриловых, фенольных, хлоркаучуковых, цинксиликатных, эпоксидных и других пленкообразующих основах.

Если металл, профили, заготовки, детали, секции будут находиться в цехе, то независимо от срока хранения один слой любого грунта обеспечит защиту на два-три года. При хранении на открытом воздухе используют более сложные, многослойные схемы защиты.

Во всех случаях, даже при использовании наиболее совершенной технологии постройки или ремонте судов, нельзя избежать разрушения грунтовки, нанесенной на межоперационный период. Поэтому перед окончательным окрашиванием корпус судна и его конструкции приходится очищать. Правильно выбранная схема межоперационной защиты облегчает такую работу, позволяя провести ее в сжатые сроки; при недостаточно надежной защите приходится выполнять полную очистку и окрашивание.

При решении вопроса об окрашивании необходимо учитывать главнейшие требования. Выбор грунтовки определяется материалом, на который она будет нанесена. Необходимо принимать также во внимание время года, когда производится окрашивание, способ нанесения грунтовки и условия эксплуатации окрашенных поверхностей. Этим многообразием требований объясняется, почему на одном и том же судне стальной комингс покрывают грунтовками № 81, ХС-010, ФЛ-ОЗК, ЭП-057, а расположенную несколько выше переборку из легкого сплава — грунтовками ФЛ-ОЗЖ, КФ-030, ВЛ-02 или аналогичного типа.

Проявляемое иногда стремление к унификации и сокращению числа грунтовок нельзя считать оправданным. Недостаточно водостойкие пленки грунтовки при длительном цикле постройки судов можно сохранить, нанеся дополнительный более водостойкий слой грунтовки. В этом случае сокращение числа ее слоев не будет обосновано и приведет к резкому ухудшению противокоррозионной защиты судна.

На судах с длительным циклом постройки к грунтованию прибегают задолго до сборки корпуса. Перед окончательным окрашиванием осматривают загрунтованную поверхность, удаляют грунт на поврежденных участках, очищают всю поверхность от загрязнений и вновь ее грунтуют. Таким образом, на суда или конструкции с длительным циклом постройки приходится наносить два слоя грунтовки.

В машинно-котельных отделениях к грунтованию и окрашиванию участков, которые будут в дальнейшем недоступны для обработки и защиты (фундаменты для турбин, механизмов, установок, котлов; места под вентиляционными каналами, шкафами, различными приборами; трассы для электропроводов), приступают до монтажа фундаментов, механизмов, оборудования и т. п. В таких местах наносят два слоя грунтовки, пленки которой медленно стареют и обладают высокими защитными свойствами (грунтовки типов № 81, 83, протекторные, АК-069, АК-070 в комбинации с грунтовкой ГФ-020 и др.). Остальные поверхности в этих и других помещениях грунтуют после окончания на них сварочных работ.

Для судов малого водоизмещения, с коротким циклом постройки, предусматривают следующую принципиальную схему окрашивания: один слой грунта, два слоя краски во всех помещениях и три слоя в машинных отделениях и помещениях, занимаемых сдаточными командами.

Помещения, окрашиваемые тремя слоями краски, на достроечный период грунтуют и наносят только один слой краски. При окончательном окрашивании наносят два слоя краски. Такая последовательность окрашивания принята по следующим соображениям: жилые и машинные отделения окрашивают обычно в светлые тона; пленки красок при однократном нанесении не могут укрыть всех загрязнений, которые появляются на поверхности во время постройки судна, и не могут быть удалены при очистке моющими растворами или растворителями.

Наиболее сложен выбор оптимального способа защиты подводной части корпуса строящегося судна, когда необходимо учитывать: длительность стапельного периода; длительность достройки судна; условия достройки (пресная вода, море, условия вывода готового судна к месту эксплуатации и т. п); ввод судна в док перед началом эксплуатации; наличие электрохимической защиты; условия эксплуатации.

При любом способе постройки некоторые участки корпуса перед спуском судна окажутся недоступными для окрашивания. Поэтому, прежде чем устанавливать секции или блоки на спусковые тележки или опорные клетки, такие участки необходимо окрасить по полной схеме, т. е. с применением противообрастающей краски.

Даже при сравнительно кратковременном (30—60 сут) соприкосновении пленок противообрастающей краски с воздухом (вследствие окисления некоторых ядовитых компонентов, входящих в ее состав) ухудшаются токсичные свойства краски. Поэтому требуется изолировать окрашенную поверхность от воздействия атмосферы, что обеспечивается нанесением пленки поливинилового спирта или дополнительного слоя краски КФ-751. При заклеивании бумажной калькой поверхностей, окрашенных противообрастающей краской, результаты оказываются хуже.

На окрашивание и перекрашивание судов, находящихся в доках, даже в холодное время года отводится очень короткий срок. Чтобы увеличить срок сушки покрытия, что очень важно для его качества, окрасочные работы должны быть выполнены очень быстро. Поэтому необходимо организовать и укомплектовать бригады специалистами высокой квалификации, предоставить им широкий фронт работы, максимально использовать механизированные способы окрашивания.

Выполняя окрасочные работы на строящихся, ремонтируемых или эксплуатируемых судах, необходимо всегда соблюдать технологические требования. Любые отклонения от установленных требований: применение чрезмерно густых или очень разбавленных красок, нанесение очень толстыми слоями обычных красок, использование плохого или не приспособленного для работы инструмента, применение недостаточно доброкачественных красок, введение в краски запрещенных растворителей или большого их количества, спуск судов с недосушенной или пересушенной пленкой краски, произвольная замена отдельных компонентов краски, окрашивание обычными красками по мокрой, необезжиренной поверхности, по ржавчине или окалине, пересушенным слоям грунта или краски и т. п.— все это неизбежно приведет к быстрому разрушению покрытия и интенсивной коррозии корпуса, судовых конструкций и сооружений.

На рис. 7.1 показаны основные типы судов, нуждающихся в высококачественных покрытиях. Суда для перевозки генеральных грузов (рис. 7.1, а) рекомендуется защищать абразивостойкими покрытиями эпоксидного типа на основе смолы марки EG. Их наносят на подводную часть, район переменной ватерлинии, надводный борт и палубы.

На сухогрузных судах, перевозящих зерно, руду, уголь и другие сыпучие грузы, абразивостойкие защитные покрытия применяют в грузовых трюмах, окрашивая переборки, борта, днище и подволок (рис. 7.1,6). Здесь рекомендуются эпоксидные эмали на основе смолы ЕН.


Рис. 7.1. Типы судов, нуждающиеся в высококачественных покрытиях.

1 — палуба для аппарели; 2 — входной лацпорт; 3 — трап; 4 — бортовой стрингер; 5 — грузовая колонна; 6 — фиксатор крепления по-походному.

На судах ледокольного типа требуется усиленная защита носовой оконечности и района переменной ватерлинии (рис. 7.1, в). Наиболее устойчивой оказалась абразивоустойчивая краска «Инерта-160» на основе эпоксидной смолы ER. На лихтеровозах необходима надежная защита в носовой части, по ватерлинии, на бортах, к которым швартуются суда, а также на палубах, где располагается грузовое оборудование (рис. 7.1, г). Для этой цели используют полиуретановые покрытия марки PG, обладающие особенно хорошей износоустойчивостью.

Суда с горизонтальной грузообработкой (рис. 7.1, д) имеют аппарель, по которой перевозимые грузы (контейнеры, автомашины, тракторы) собственным ходом или с помощью специальных тягачей загружаются на судно. Для перемещения с палубы на палубу устроены специальные пандусы и лифты.

Для аппарелей, палуб, переборок, пандусов необходимо применять покрытие на основе эпоксидной смолы марки HD. Эмаль должна обладать: высокой абразивостойкостью, маслостойкостью, противоскользящими свойствами, не разрушаться бензином, соляркой и выхлопными газами работающих двигателей. Аппарель судна с горизонтальной грузообработкой требуется усиленно защищать от коррозии (рис. 7, е).