Очистка корпусов судов и конструкций из дерева, железобетона, пластмасс

Характер подготовки к окрашиванию корпусов деревянных судов зависит от типа судна. Баржи и аналогичные им суда, не требующие высококачественной отделки, окрашивают после удаления загрязнений: пыли, древесных опилок и т. п. На судах, где требуется хорошая отделка, перед окрашиванием необходимо:
заделать шпатлевкой все дефекты, имеющиеся на корпусе (выколы древесины, места утопленных шурупов и болтов);
выровнять зашпатлеванную поверхность и отдельные доски корпуса;
удалить с окрашиваемой поверхности пыль, образующуюся при шлифовании; остатки опилок, шпатлевки и других загрязнений, которые могут ухудшить качество окрашивания.

При неравномерном расположении на корпусе участков, требующих применения шпатлевки механизировать шпатлевочные работы затруднительно. В этом случае используют обычные шпатели, а там, где нужно шпатлевать большие участки,— краскораспылители, предназначенные для нанесения вязких лакокрасочных материалов. Для выравнивания зашпатлеванной поверхности применяют универсальные шпатлевочные машинки УПМ-1. Рабочим инструментом служат резиновый диск со слоем абразива, шлифовальные шайбы и др.

Для очистки судов с корпусами из дерева или пластмасс нельзя применять способ, при котором на окрашенную поверхность действуют пламенем горелки, вызывая размягчение и уменьшая адгезию покрытия (последнее затем удаляют металлическим шпателем, шкрабкой и т. п.). Такой способ очистки может явиться причиной пожара, если судно окрашивалось красками, пленки которых обладают горючестью. Кроме того, в состав многих судовых отечественных и импортных красок входят вредные соединения свинца, сурьмы, цинка и органических соединений. В противообрастающих красках содержатся ядовитые соединения меди, олово- и свинец-органические продукты, производные мышьяка. Эти компоненты, так же как и пленкообразующая основа, при нагревании переходят в газообразное состояние. Систематическое вдыхание таких паров крайне опасно для здоровья.

Очистка корпусов судов из железобетона может производиться пескоструйным или дробеструйным методом или крупнозернистыми абразивными кругами. Ее выполняют так, чтобы верхний слой был удален на глубину 0,1—0,2 мм. Как показал опыт, наличие в этом слое углекислых соединений является основной причиной быстрого разрушения нанесенного покрытия. Корпуса судов, лодок или конструкций из стеклопластика перед окрашиванием необходимо очистить от прилипших волокон и наплывов смолы, после чего удалить другие загрязнения в виде пленок поливинилового спирта, масляных пятен, грязи и т. п.

Волокна, наплывы смолы, утолщенные места, неровности удаляют машинками или используют рашпили, скребки, напильники, а в отдельных случаях абразивные круги (при прошкуривании необходимо полностью удалять пылевидные продукты). Поливиниловый спирт удаляют рашпилями, скребками, стамесками или промыванием поверхности теплой водой. При окрашивании лицевой стороны изделий из стеклопластика, изготовленных методом формования, следует учитывать, что краски плохо держатся на отделываемой гладкой поверхности. Перед началом окрашивания такие поверхности необходимо сделать шероховатыми — обработать их песком, дробью или просто прошкурить крупнозернистой шкуркой.

На эксплуатируемых судах подводную часть очищают от обрастаний обычными стальными или нейлоновыми щетками, надводный борт и надстройки очищают от загрязнений моющими составами или растворителями, после чего определяют участки, где краска должна быть восстановлена полностью или частично.