Окрашивание судов на подводных крыльях и воздушной подушке

Корпус судна на подводных крыльях (СПК) имеет характерную особенность конструкций в подводной части в виде крыльев, расположенных в носу и корме. При движении с малой скоростью судно передвигается как обычное, а с увеличением скорости крылья приобретают подъемную силу и корпус судна полностью выходит из воды (рис. 7.17). Следовательно, корпус такого судна может длительное время находиться в морской воде, что приводит к его обрастанию. На ходу он подвергается действию потока и брызг воды, воздуха и солнца, что способствует возникновению и быстрому развитию коррозионных процессов. Кроме того, в результате взаимодействия крыльевых устройств и корпуса судна, происходят интенсивные коррозионные разрушения корпуса изготовляемого обычно из легких сплавов.



Рис. 7.17. Схема судна на подводных крыльях. 1 — кормовая палуба; 2 — кормовой салон; 3 — служебные помещения; 4 — машинное отделение; 5 — коридор; 6 — съемный тент; 7 — средний салон; 8 — водонепроницаемые объемы; 9 — входной тамбур; 10 — ходовая рубка; 11 — носовой салон; 12 — форпик.

Для защиты корпуса от коррозии и обрастания необходимо: использовать покрытия, не разрушающиеся при электрохимической защите; применять схемы окрашивания, обеспечивающие защиту от коррозии, особенно в местах контакта конструкций из разнородных металлов, на срок не менее одного года; наносить противообрастающие покрытия, обеспечивающие защиту крыльевых устройств и подводной части корпуса от обрастания; применять для крыльев и подводной части корпуса твердые, износостойкие покрытия, обладающие высокой адгезией, не поддающиеся разрушению или только в очень малой степени разрушающиеся в районе входной кромки крыла. При окрашивании крыльевых устройств должны применяться покрытия с максимальной кавитационной стойкостью. К таким покрытиям относятся эпоксидные и полиурстановые, горячей сушки и эпоксидно-каменноугольные холодной и горячей сушки.

Крыльевые устройства на рассматриваемых судах окрашивают только тремя-четырьмя слоями противокоррозионной краски, так как после одного-двух подъемов из воды некоторые типы противообрастающих красок приходится полностью возобновлять. Для повышения адгезии наносимых красок крыльевые устройства делают шероховатыми (обрабатывая их песком или очень мелкой дробью). С помощью краскораспылителя краску наносят обязательно поперек крыла. Покрытие должно иметь минимальную шероховатость, что обеспечивается применением красок с хорошим розливом или шлифованием нанесенной краски для устранения неровностей покрытия.

При эксплуатации катодный осадок удаляют шлифованием и последующим окрашиванием мест с нарушенным покрытием. Осевшие личинки морских организмов, пока они не закрепились и не вросли в краску, удаляют, протирая крылья старыми капроновыми сетями.

Суда на воздушной подушке (СВП) (рис. 7.18) могут двигаться на мелководье, по болотистым местам, песку, снегу и т. д. Во время движения под днище специальными вентиляторами непрерывно нагнетается воздух, что позволяет судну парить над поверхностью. При этом днище и нижняя часть корпуса находятся в необычайно жестких условиях. Поступающий в нагнетательную камеру воздух захватывает песок, поднимает с земли мелкие камни и другие предметы, которые с силой ударяются о днище, разрушая на нем защитные покрытия. Поэтому при окрашивании СВП основное внимание должно быть уделено защите нижней части корпуса и днища. Применяемые краски должны обладать: высокой абразивной стойкостью и хорошей адгезией: отличными противокоррозионными свойствами; быть устойчивыми при длительном действии на них воды, водяных брызг и атмосферных осадков. Такими красками могут быть эпоксидные, полиуретановые, эпоксидно-каменноугольные (ЭП-72, «Инерта-160»), типа ЭФ-1144 и др.



Рис. 7.18. Судно на воздушной подушке.
1 — вентилятор; 2 — воздушная шахта; 3 — воздушный канал; 4 — ватерлиния при неработающем вентиляторе; 5 — ватерлиния при работающем вентиляторе; 6 — нагнетаемый воздух; 7 — отсек плавучести.

Более надежную защиту днища от абразивного износа обеспечивает невысыхающая вязкая мастика (№ 579, 580 и др.), состоящая из битума, асбестового волокна, минеральных масел, специальных смол. Наносят ее краскораспылителем или шпателем.

В подводной части сильный износ покрытий наблюдается в верхней части нагнетательной шахты, куда поступает воздух, загрязненной абразивом. Воздух, засасываемый в шахту, по пути попадает на лобовую часть судна, разрушая на нем покрытие. Эти участки при постройке следует окрашивать дополнительным слоем краски, а в процессе эксплуатации систематически осматривать и окрашивать.