Окрашивание судов неограниченного района плавания

К защитным покрытиям, применяющимся при окрашивании судов неограниченного района плавания, предъявляются особенно высокие требования, так как в северных районах они могут подвергаться действию очень низкой температуры, а в тропических районах — действию высокой влажности, интенсивному ультрафиолетовому облучению, брызгам теплой морской воды, влиянию высокой температуры и т. п. Частое и быстрое охлаждение ночью и сильное нагревание днем вызывают появление в лакокрасочных покрытиях значительных внутренних напряжений.

В этих условиях сохранность покрытий, их защитных и декоративных свойств в очень большой степени будет зависеть от применяемой технологии подготовки поверхностей под окрашивание, выбора лакокрасочных покрытий, схемы окрашивания, технологии нанесения и высушивания грунтовочного, противокоррозионного, декоративного или специального слоя покрытия, а также от метеорологических условий при выполнении окрасочных работ.

Выбор схем окрашивания судов, эксплуатируемых в районах с тропическими условиями и неограниченным районом плавания, следует начинать с отбора грунтовки. В состав последней должны входить такие ингибирующие пигменты, как стронциевый или цинковый крон. Декоративные краски или эмали нужно готовить с пигментами, обладающими максимальной фотохимической активностью (алюминиевая пудра, двуокись титана рутильной формы), предохраняющими эти материалы от быстрого разрушения.

Ассортимент грунтовок, противокоррозионных, противообрастающих и декоративных красок, используемых для защиты и отделки судов, конструкций, оборудования, приборов, обладающих устойчивостью в условиях эксплуатации, ограничен. К ним относятся некоторые виды материалов на основе алкидных, винил-хлоридных, полиуретановых, хлоркаучуковых и эпоксидных смол.

Для надежной защиты корпуса судна, его конструкций, оборудования и т. п. подготовительные работы (удаление окалины, ржавчины, маркировочных знаков и различных загрязнений) необходимо выполнять при температуре выше + 10 °С в условиях, исключающих попадание на очищенные и незагрунтованные поверхности влаги или загрязнений. Окалину и ржавчину нужно удалять дробеметным или дробеструйным способом. Обработка очищенных поверхностей преобразователями ржавчины при любой влажности, а также выполнение подготовительных работ при влажности выше 80 % не допускаются.

Тропические условия оказывают особенно заметное влияние на качество и долговечность защитных покрытий. Поэтому грунтовку наносят для этих условий кистями или с помощью установок безвоздушного окрашивания, что обеспечивает наиболее высокую адгезию к окрашиваемой поверхности. Использование валиковых кистей или пневматических краскораспылителей при грунтовочных работах недопустимо. Последующие слои лакокрасочных материалов также нужно наносить кистями или установками безвоздушного окрашивания. Работы следует выполнять так, чтобы на свежеокрашенных поверхностях не конденсировалась влага.

Применение шпатлевок для выравнивания вмятин или бухтин. сглаживания сварных швов и т. п. улучшает качество наружной отделки корпуса, механизмов и оборудования. Однако при неправильно выбранном типе шпатлевки, нанесении ее толстым слоем, значительной вибрации корпуса снижается прочность всего лакокрасочного покрытия, значительно повреждается декоративная отделка. Поэтому разрешается использовать шпатлевки только эпоксидного типа. Шпатлевку наносят шпателем или краскораспылителем со специальным наконечником, что обеспечивает получение равномерного по толщине слоя и проникновение материала в язвы и углубления под большим давлением.

Качество нанесенного покрытия (адгезия, водостойкость, твердость, защитные и декоративные свойства и т. п.) можно значительно улучшить, если покрытие или его слои подвергнуть сушке при повышенной температуре.

Опыт показал, что наиболее высококачественные покрытия в тропических районах стареют и начинают разрушаться быстрее, чем в зоне умеренного климата. Поэтому если суда, их оборудование и механизмы окрашивают и сушат при пониженной температуре и повышенной влажности, то за состоянием покрытия необходимо вести тщательное наблюдение, своевременно устраняя появляющиеся дефекты.

Суда с неограниченным районом плавания или предназначенные для эксплуатации в районах с тропическими условиями, нельзя окрашивать и сушить при таких неблагоприятных условиях, как низкая температура, высокая влажность, туман или резкие колебания температуры воздуха, сопровождающиеся конденсацией влаги на окрашиваемых поверхностях. На указанных судах подводную часть от коррозии защищают эпоксидно-каменноугольной краской ЭП-72, типа «Инерта-160», «Реапокс Л В», «Виню-гард». На судах ледокольного типа эти краски обладают лучшей устойчивостью, чем краски других марок. Для защиты от обрастания используют краску ХВ-53 и импортные, аналогичные ей по защитным свойствам.

В случае длительной достройки судов в пресной воде на противообрастающую краску наносят дополнительно слои краски КФ-751, специально предназначенной для эксплуатации в таких условиях. Следует помнить, что термопластичные противообрастающие краски при длительной достройке в воде частично снижают свою эффективность и могут покрываться трещинами, вдоль которых поселяются организмы обрастания (водоросли, балянусы и др.). Особое внимание должно быть уделено окрашиванию районов корпуса, которые устанавливают на кильблоки.

Наиболее сильно разрушаемые участки корпуса судна в районе переменной ватерлинии, кормового подзора и носового буруна окрашивают красками на сополимерах хлорвинила (ХС-747, ХС-748 и др.), эпоксидно-каменноугольной ЭП-72, «Инерта-160». Район переменной ватерлинии защищают от обрастания краской ХВ-750 и аналогичными ей по цвету, адгезии, износоустойчивости и противообрастающим свойствам.

Для окрашивания надводного борта и фальшборта, надстроек, мостиков, мачт в светлые цвета используют тропикоустойчивые краски алкидноготипа (ПФ-167, ГФ-156 и др.) или на сополимерах хлорвинила (ХС-527 и др.).

Палубные механизмы, некоторое оборудование, швартовные устройства окрашивают в черный цвет красками на сополимерах хлорвинила, МС-17, алкидными и др. Эти краски используют и при окрашивании надводного борта в черный цвет. Палубные механизмы из-за особых условий эксплуатации требуется систематически осматривать для своевременного устранения дефектов их покрытий.

Палубы на пассажирских судах окрашивают для придания им соответствующего декоративного вида и устранения скользкости, характерной для неокрашенных или покрытых обычными красками металлических палуб.

На транспортных судах палубы окрашивают с целью устранения их скользкости, а применение нескользких покрытий с теплоотражающими свойствами резко снижает нагревание палуб и перевозимых судами жидких грузов. При транспортировании нефтепродуктов это уменьшает потери легких, наиболее ценных фракций. На судах, перевозящих нефтепродукты, агрессивность которых возрастает в тропических условиях, используют теплоотражающие покрытия (ПФ-5135, ЭФ-5144), что снижает или стабилизирует коррозионные процессы, устраняет опасность повреждения судовых конструкций или преждевременного разрушения защитных покрытий.