Особенности защиты деревянных, железобетонных и пластмассовых судов

Деревянные суда и конструкции подвергаются обрастанию морскими организмами или водорослями и одновременно повреждаются «корабельным червем» — древоточцем. Вред, причиняемый древоточцем судам, причалам и другим сооружениям из древесины, огромен, так как разрушение происходит необычайно быстро. Опасность поражения состоит в том, что снаружи его трудно заметить, хотя внутри древесина может быть уже разрушена. На рис. 2.9 показан кусок киля катера, обработанный недостаточно ядовитым для древоточцев составом. Киль был разрушен в течение трех сезонов. Нередки случаи полного разрушения катера, имеющего доски толщиной 25 мм, в течение одного сезона.

Рис. 2.9. Часть киля катера, полностью разрушившегося после трехлетней эксплуатации.

Несмотря на ведущуюся в течение многих лет борьбу с древоточцами, до настоящего времени еще не существует простых, дешевых и надежных способов защиты от них.

Деревянные суда защищают от обрастаний обычными противообрастающими красками. На судах, ежегодно перекрашиваемых и используемых в районах с незначительным обрастанием, достаточно наносить один слой краски. При эксплуатации в районах с интенсивным обрастанием суда необходимо покрывать двумя слоями краски.

Железобетонные суда имеют экономические преимущества по сравнению с судами, построенными из металла:
они не подвергаются интенсивной коррозии; для некоторых из них не требуется декоративное окрашивание; не нуждаются в систематическом перекрашивании и частом ремонте, сравнительно дешевы. Из железобетона строят базы, баржи, плавучие гостиницы, дебаркадеры, понтоны, плашкоуты, плавучие доки и т. п.

Суда из стеклопластика не подвергаются коррозии, но обрастают, как и металлические суда. Противообрастающую краску, обладающую хорошей адгезией к пластмассе, наносят непосредственно на защищаемую поверхность. При пониженной адгезии применяют грунтовочные покрытия на которые наносят противообрастающую краску.