Подготовка к грунтованию и окрашиванию поверхностей из дерева, пластмасс и бетона

Значительное количество древесины применяют для корпусов судов, палубных настилов, отделки и изоляции судовых помещений и оборудования. Независимо от того, как будут отделывать изделие или конструкцию — только грунтовать, красить или покрывать лаком, древесина, из которой они изготовлены, должна быть сухой.

Если окрашивать будут обычными масляными или эмалевыми красками, то поверхности перед грунтованием очищают от загрязнений, тщательно удаляют пыль, опилки, мелкие стружки и прочий мусор, протирают растворителем, просушивают и грунтуют. Деревянная поверхность подводной части корпуса, предназначенная к грунтованию и окрашиванию лаком 10Б, должна быть чистой, а влажность древесины не должна превышать 18 %. Все загрязнения, в том числе налеты солей, которыми пропитывают древесину для защиты ее от древоточцев, следы красок, случайные загрязнения минеральным маслом, надписи мелом, следы от надписей специальным карандашом должны быть тщательно удалены с помощью крупнозернистой шкурки. Прошкуренную и очищенную поверхность сразу после очистки покрывают первым слоем лака, который в данном случае является грунтовкой.

Если киль судна покрыт латунью, то к его очистке, а также к Очистке, грунтованию и окрашиванию кронштейнов гребного вала, выхлопных патрубков и прочих металлических деталей можно приступить только после того, как будет закончено окрашивание Лаком. В противном случае ржавчина и пыль, образовавшиеся при очистке, или краска, которой грунтовали металлические детали, могут попасть на корпус, окрашиваемый лаком. Эти загрязнения вызовут резкое снижение адгезии лака и местные разрушения покрытия.

Подводную часть деревянного корпуса, окрашенного лаком ЮБ, подготовляют для перекрашивания следующим образом. После удаления обрастаний ее протирают грубой ветошью и Жесткой нейлоновой щеткой, чтобы очистить от загрязнений и остатков противообрастающей краски (если она применялась). Затем металлическими шпателями очищают поверхности с разрушенной пленкой лака. Удалив загрязнения, судно оставляют на 3—5 сут на воздухе, защитив его от осадков. За это время происходят подсушивание корпуса и отслаивание лака на тех участках, где он держался недостаточно прочно. Такие участки очищают, удаляя плохо держащийся лак. Последние осмотр и очистку корпуса делают после трех—пяти недель сушки судна. Затем с помощью щкуровальных машинок очищают участки с разрушенным покрытием, удаляют опилки, различные загрязнения, корпус грунтуют и окрашивают. При окрашивании лаком 10Б следует помнить о том, что его нельзя наносить на древесину, обработанную раствором БХМ-12 или креозотом.

Если палубы красят теми же красками, что и надводный борт, то подготовка их к грунтованию и окрашиванию будет обычной. Палубы высушивают и тщательно очищают от загрязнений, после чего наносят слой нужной грунтовки.

Деревянные суда (баржи) окрашивают только для предохранения их от гниения и набухания. При их перекрашивании необходимо полностью удалить плохо держащуюся краску, хорошо просушить древесину и нанести толстый, прочный слой защитного покрытия (каменноугольный лак повышенной вязкости, эмаль типа ЭП-72 и т. п.). Внутренние помещения на баржах окрашивают масляными (на искусственных или полунатуральных олифах), эмульсионными или эмалевыми красками.

Очистка внутренних помещений является очень трудной задачей вследствие их насыщенности различного рода трубопроводами, кабелями, проводами, арматурой, приборами. В этих случаях механизировать и упростить очистку невозможно. При очистке внутренних помещений нельзя также применять щелочные пасты (щелочи разрушают древесину) и пасты с растворителями (из-за крайней вредности и горючести некоторых компонентов). Очистка скребками очень утомительна и малопроизводительна. Однако пока этот способ удаления толстых слоев покрытия в судовых помещениях наиболее распространен.

Если краску не удаляют, окрашиваемые поверхности очищают от грязи и обезжиривают. К окрашиванию приступают после того, как поверхности высохнут.

При перекрашивании поверхностей, ранее окрашенных эмульсионными красками, в некоторых случаях наблюдается плохая адгезия вновь нанесенного слоя краски к старому. Это можно предотвратить, предварительно обработав окрашиваемую поверхность теплым 3—6%-ным раствором соды.

Поверхности конструкций из стеклопластика или оклеенные стеклопластиком. Формованные конструкции очищают от имеющейся на них пленки поливинилового спирта с помощью металлических скребков или широкого ножа. Остатки пленки удаляют, промывая поверхность горячей водой, после чего протирают чистой сухой ветошью и сушат на воздухе при температуре 18—25 °С в течение 45—30 мин, а при 10—15 °С — в течение 3—1,5 ч.

Затем на открытом участке корпуса и конструкций устраняют различного рода дефекты (утолщения, наплывы или потеки смолы, прилипшие волокна стеклоткани, пузыри и т. п.), обрабатывая поверхность скребками, стамесками, рашпилями, крупной наждачной шкуркой, машинками ДМ-175, ДМ-60, УПМ-1М.

На участках, оклеиваемых изоляцией, линкрустом, павинолом или линолеумом, сглаживают крупные неровности, удаляют прилипшие волокна стеклоткани. Выбоины и вмятины на поверхности заделывают шпатлевками ЭП-00-10 и ПФ-00-2. Для улучшения адгезии наносимых покрытий подготовленную поверхность обрабатывают машинкой ДМ-175 или ШПМ-1М с использованием наждачной бумаги зернистостью 25 и 16. Наружные поверхности корпуса и надстроек можно обрабатывать дробью с грануляцией 0,5—0,8 мм при давлении воздуха не более 0,4 МПа, не допуская разрушения поверхности.

Конструкции из бетона (или железобетона). При подготовке их к окрашиванию сначала необходимо удалить поверхностный слой толщиной 0,3—0,6 мм, содержащий углекислые соединения, ослабляющие адгезию краски. Очистку производят любым способом — металлическим или речным песком, гранитной крошкой, щетками, абразивными кругами и т. п. После удаления верхнего слоя на окрашиваемой поверхности заделывают раковины и выбоины шпатлевкой ЭП-00-10. Затем поверхность очищают от пыли, применяя пылесос или обдувая ее сухим сжатым воздухом.

В районе стыков поверхности выравнивают вначале бетоном, а затем шпатлевкой, общая толщина всех слоев шпатлевки в этом районе не должна превышать 5 мм. Бетонная поверхность легко поглощает влагу и растворители. Поэтому после обезжиривания очищенную поверхность приходится сушить не менее 2 ч при 18—23 °С и 4 ч при 5—17 °С.

За рубежом очищаемую поверхность бетона часто промывают раствором соляной кислоты, а затем пресной водой, сушат и окрашивают.

При использовании латексной краски «Арктика» фирмы „Тик-курила" (Финляндия) перед окрашиванием поверхности промывают щелочным раствором (сода 1 кг, вода 10 л), затем чистой водой и шлифуют. Работу выполняют при температуре выше +5°С. Краску наносят пневматическим краскораспылителем или кистями любого типа. Пленка краски высыхает за 1 ч при температуре 18—23 °С.