Подготовка к грунтованию и окрашиванию обычных, нержавеющих и плакированных сталей

Поверхности из черных металлов. Планируя окрасочные работы, необходимо учитывать, что технология их выполнения будет зависеть от применявшихся методов межоперационной защиты металла от коррозии, условий и сроков хранения грунтованных листов или конструкций и длительности постройки судна.

При коротком цикле постройки листы и конструкции, покрытые специальным грунтом или краской, не успевают подвергнуться коррозионным разрушениям. В этом случае подготовка к нанесению противокоррозионного грунта и последующему окрашиванию будет заключаться в удалении с поверхности загрязнений (для него используются растворители или специальные моющие составы). При длительном цикле пост ройки часто происходит разрушение защитного покрытия, загрязняется поверхность и появляется ржавчина. В случае разрушений очистку выполняют ручным механизированным инструментом, при значительных по размерам — с помощью дробеструйных пистолетов или дробеструйных установок.

Больше внимания вопросам очистки судов приходится уделять в тех случаях, когда конструкции и корпуса судов полностью или частично изготовляют из металла, предварительно не очищавшегося от окалины и ржавчины.

В зависимости от условий и срока постройки судна могут произойти частичное или полное разрушение окалины, отслаивание ее и образование значительного количества продуктов коррозии. Иногда в результате неблагоприятного влияния окалины на металл наблюдается образование коррозионных повреждений в виде язв большего или меньшего размера. В этом случае необходимо особенно тщательно очистить окрашиваемую поверхность, добиваясь полного удаления окалины и ржавчины. Фирма «Хемпель» предлагает использовать систему «мульти-мил», обеспечивающую длительную надежную защиту районов в подводной части и на переменной ватерлинии с язвами глубиной до 8 мм.

В отдельных случаях суда с длительным циклом постройки спускают для достроечных работ с неочищенным корпусом. Такой спуск возможен только при надежной электрохимической защите судна от коррозии. До постановки в док судна, корпус которого перед спуском не очищался от окалины, необходимо особенно тщательно осмотреть подводную часть и обнаруженные на ней повреждения язвенного характера немедленно заделать эпоксидными шпатлевками. Оставшуюся прочно держащуюся и разрыхлившуюся окалину и ржавчину нужно удалить щетками и другим инструментом, при использовании которого на поверхности металла не появляется насечек.

Очистка труднодоступных районов корпуса судна (цистерны ахтер- и форпика, район второго дна, цистерны малого размера и т. д.) является трудной задачей. Поэтому такие участки нужно очищать заранее в узлах или секциях, когда можно обеспечить вентиляцию. В доке указанные участки только подкрашивают.

Очистку надводного борта и надстроек производят так же тщательно, как и очистку подводной части корпуса. Палубы очищают от прочно держащейся окалины даже в том случае, если они затем не будут окрашены, а будут покрыты слоем мастики. Перед окрашиванием особенно тщательно очищают и сглаживают сварные швы, используя шарошки, шлифовальные камни, грубозернистую абразивную шкурку. Это необходимо для того, чтобы при случайном повреждении краски или мастики и попадании влаги не происходило интенсивных коррозионных разрушений металла.

После удаления окалины и ржавчины необходимо еще раз осмотреть районы сварных швов. Белый налет, который образуется при выполнении сварочных работ некоторыми типами электродов, необходимо удалить, а пришовный участок обработать ортофосфорной кислотой или составом М-1120. Сварной шов и прилегающие к нему районы (на расстоянии до 200 м в обе стороны от шва) протирают жесткой кистью или ветошью, смоченными упомянутыми выше составами. Если этого не сделать, то продукты щелочного характера, образовавшиеся при сварке и не удаленные с поверхности (металлические щетки полностью их не удаляют), вызовут разрушение нанесенного слоя грунта, а затем и краски.

Значительно сложнее подготовить под окрашивание на эксплуатируемых судах подводную часть. Окрашивание в зависимости от размеров судна и использованной схемы противокоррозионной защиты выполняется один раз в 12—36 мес. (сейчас стремятся увеличить срок плавания до 60 мес.). Окрашивание больших судов выполняют в доке, а это ограничивает выбор возможных способов очистки судна. Так, вследствие затруднений с уборкой песка и вредности данной работы в доках избегают применения установок, предназначенных для гидропескоструйной очистки, а также других установок аналогичного назначения. Поэтому в доках стремятся использовать установки БАЧФ-1, «Магстар», «Магномат», «Атюмат ОРЦ» и аналогичные им по принципу действия.

Очистку подводной части корпуса эксплуатирующихся судов нужно начинать с удаления обрастаний. Только после этого можно получить правильное представление о состоянии их подводной части и тех работах, которые необходимо выполнить для защиты корпуса от коррозии. Часто такую работу стремятся начать до ввода судна в док (рис. 7.2).


Рис. 7.2. Механизированная очистка подводной части корпуса от обрастания перед вводом судна в док.

В доке очистку от обрастаний необходимо производить сразу же после начала осушения, по мере того, как начинает обнажаться подводная часть корпуса судна. При механизированной очистке происходит измельчение всей массы обрастаний. Под влиянием центробежной силы эта кашеобразная масса разлетается во все стороны и частично попадает на работающих. В подобных условиях невозможна одновременная работа нескольких человек. Если же поручить очистку одному человеку, то скорость удаления обрастания будет отставать от скорости осушения дока.

При очистке высохшего судна в доке вместе с сухим слоем обрастания удаляется и измельчается противообрастающая краска, содержащая вредные для здоровья людей компоненты (соединения меди, олова, ртути, свинца, мышьяка, цинка). В районе работы воздух насыщается пылевидными продуктами, которые попадают в дыхательные пути людей, оседают на окружающих предметах и оборудовании, что может явиться причиной заболеваний находящихся здесь рабочих. Поэтому следует отдавать предпочтение очистке подводной части корпуса от обрастаний до ввода судна в док. В доке очищенный от обрастания корпус судна обязательно промывают водой, удаляют остатки обрастаний, определяют состояние краски, коррозионные повреждения на корпусе и намечают технологию подготовки поверхности к окрашиванию. Такому же осмотру подвергают в доке корпуса судов, которые находились на достройке. Если краска разрушена на отдельных участках корпуса, то очищают и подготовляя к грунтованию и окрашиванию только поврежденные участки. Если же отдельные участки разрушения наблюдаются по всей поверхности, то очищают и подготавливают к грунтованию всю подводную часть корпуса.

Очищают и подготавливают под грунтование эксплуатируемые корпуса, которые при последующем доковании будут соприкасаться с кильблоками. В доке эти участки недоступны ни для осмотра, ни для окрашивания, так как вследствие высокой стоимости и удлинения сроков докования перестановку судов в доке (для перемещения кильблоков) делают в исключительных случаях.

При перекрашивании надводного борта, надстроек и других наружных поверхностей необходимо удалить толстые слои старой краски. Это можно сделать с помощью смывок, которые наносят на поверхность кистью или краскораспылителем толщиной 1—3 мм. Через 10—15 мин краска размягчается и начинает отслаиваться от металла, тогда ее удаляют шпателем. Следует помнить, что органические смывки огнеопасны, а щелочные вредны. При работе с ними необходимо соблюдать соответствующие меры предосторожности.

Поверхности из нержавеющих сталей. Нержавеющая сталь иногда покрыта плотным, прочным слоем окалины, которая способствует возникновению и развитию интенсивной коррозии.

Очистку нержавеющей стали производят в определенной последовательности. Удаляют маркировочные знаки и обезжиривают поверхность уайт-спиритом. Затем с помощью дробеструйных или дробеметных аппаратов удаляют прокатную окалину. После этого очищенную поверхность обдувают сухим сжатым воздухом и покрывают слоем грунтовки. Если очищенные листы будут храниться длительное время, то их необходимо запассивировать, а затем покрыть слоем грунтовки.

Поверхности из плакированных сталей. Их подготовляют для грунтования и окрашивания так же, как нержавеющую сталь. После удаления окалины и ржавчины листы грунтуют или пассивируют со стороны основного и плакирующего слоев.