Шпатлевание, шлифование и сушка окрашенных поверхностей

При постройке или ремонте судна невозможно избежать появления на его корпусе или надстройках вмятин, царапин, следов от временных креплений и других дефектов, ухудшающих внешний вид поверхности. В процессе грунтования и окрашивания дефекты становятся заметнее, поэтому для придания судну хорошего внешнего вида после нанесения слоя грунтовки поверхности шпатлюют, т. е. выравнивают неровности. В связи с тем что шпатлевка несколько снижает механическую прочность и долговечность лакокрасочного покрытия, ее нельзя наносить на всю окрашиваемую поверхность, применять в районах значительной вибрации корпуса. Она пригодна только для выравнивания глубоких вмятин и устранения неровностей.

Шпатлевку наносят специальными краскораспылителями или при помощи деревянных, пластмассовых или металлических шпателей. На криволинейных поверхностях и на поверхностях с набором применяют резиновые шпатели. Несмотря на кажущуюся простоту, шпатлевание — очень сложная и ответственная операция, требующая умения и большого навыка. При неумелой или небрежной работе увеличиваются расход материала и время на исправление дефектов путем шлифования поверхностей.

Качество работы зависит также от качества материала. Если шпатлевки приготовлены только путем замешивания или плохо перетерты, то на поверхности обязательно появляются различные дефекты: риски, задиры, выступающие неперетертые комочки и т. п., на исправление которых приходится затрачивать много времени и труда. Поэтому для шпатлевки следует применять только хорошо перетертые высококачественные материалы и не добавлять непредусмотренные компоненты.

Даже при шпатлевании при помощи краскораспылителей на зашпатлеванных поверхностях появляются неровности, которые необходимо удалить шлифованием, прежде чем перейти к следующим операциям. При этом удаляют загрязнения, всегда имеющиеся на зашпатлеванной или окрашенной поверхности, в результате чего улучшается адгезия последующих слоев краски к шпатлевке.

Шлифование заключается в удалении неровностей и избытка высохшей шпатлевки на выпуклых местах и сглаживании ее на остальной поверхности. В результате за шпатлеванный участок после окрашивания нельзя будет отличить от остальной части корпуса. Шлифование выполняют при помощи абразивных материалов естественного или искусственного происхождения, обладающих большой твердостью и способностью удалять лакокрасочный материал с поверхности. В судостроении для шлифования применяют естественную или искусственную пемзу, наждачную или стеклянную бумагу.

При незначительных размерах зашпатлеванной поверхности шлифовать можно ручным способом. В остальных случаях следует применять специальные машинки.

Различают три способа шлифования: сухой; мокрый с использованием жидкостей, не растворяющих покрытия; мокрый с использованием жидкостей, растворяющих покрытие. Шлифование надо начинать крупнозернистыми шкурками (№ 12, 10), а затем шкурками со средней величиной зерна и мелкими (№ 8, 6).

Первый, сухой, способ неудобен, так как при работе образуется много пыли, поэтому его применяют для предварительной, грубой обработки поверхности. Второй способ используют для подготовки поверхностей под высококачественную отделку. Применение воды устраняет появление пыли. Шлифующими материалами служат пемза и водостойкие шкурки. Шлифуемую поверхность постоянно протирают губкой, смоченной в воде. Шкурку время от времени смачивают водой, промывая ее от пыли, образующейся при шлифовании. Третий способ предназначен для исправления крупных дефектов. При этом способе обработки добиваются размягчения верхнего слоя шпатлевки растворителем; что позволяет быстрее выравнивать зашпатлеванную поверхность.

Постройку и ремонт судов, а следовательно, и их окрашивание осуществляют в течение всего года, поэтому для судостроителей и особенно судоремонтных заводов, где окрасочные работы выполняют на открытом воздухе, необходима сушка окрашенных поверхностей. Режим сушки (температура и продолжительность) определяется свойствами лакокрасочных материалов, применяемых для окрашивания.

Сушка должна проводиться таким образом, чтобы растворитель из краски испарялся постепенно. При очень быстром удалении растворителя и образовании пленки покрытие получается пористым с малой прочностью. В пленке возникают напряжения, противодействующие адгезии, кроме того, если проводить окончательную сушку поверхностей с недостаточно высохшей пленкой грунта, то последующие слои покрытия могут разрушиться.

В промышленности применяют три основных способа искусственной сушки окрашенных изделий: 1) конвекционный (с обогреванием окрашенных изделий горячим воздухом); 2) терморадиационный (обогревание тепловой радиацией).; 3) индукционный (нагревание индукционными токами).

Вследствие громоздкости судовых конструкций применение конвекционного способа сушки наталкивается на значительные затруднения и делается практически неприменимым. Терморадиационный способ сушки основан на поглощении окрашенной поверхностью инфракрасных лучей, в результате которого происходят ее нагревание и быстрое высыхание лакокрасочного покрытия. Источниками излучения инфракрасных лучей являются специальные лампы, чугунные плиты с вмонтированными в них нагревательными спиралями и параболическими отражателями.

На рис. 7.3 показаны схемы процесса сушки окрашенной поверхности инфракрасными лучами, в сушилке конвекционного типа и с помощью индукционного нагрева.


Рис. 7.3. Схема процесса искусственной сушки покрытий. Методы: а — конвекционный; 6 — инфракрасными лучами; в — индукционным нагревом. 1 — слой краски; 2 — окрашиваемый металл; 3 — твердая пленка краски.

При конвекционной сушке (рис. 7.3, а) тепло подводится к верхней зоне слоя краски. Передача тепла от верхней зоны к нижней происходит за счет теплопроводности слоя краски. Пары растворителя, проходя из нижней зоны слоя краски, встречают тепловой поток, препятствующий их свободному выходу. Образуется поверхностная пленка краски, что также препятствует свободному испарению паров растворителя.

В случае сушки инфракрасными лучами передача тепла слою краски происходит в основном от окрашенной поверхности изделия (рис. 7.3, б). Слой краски нагревается главным образом снизу. Поэтому в начальной стадии сушки пары растворителя почти беспрепятственно испаряются. Однако наличие в слое краски теплового потока, направленного от источника нагревания к окрашенной поверхности, т. е. сверху вниз, затрудняет свободный выход паров растворителя.

При индукционной сушке передача тепла лакокрасочному слою происходит только от окрашенной поверхности (рис 7.3, в), поэтому пары растворителя беспрепятственно уходят в окружающую среду. Проходя из нижней зоны слоя краски в верхнюю, они интенсивно прогревают краску, способствуют ее быстрому высыханию. Учитывая, что понижение температуры оказывает неблагоприятное влияние на высыхание, сроки сушки при температуре ниже 10 °С увеличивают.

В процессе сушки необходимо следить за тем, чтобы на окрашенные поверхности не попадали атмосферные осадки. Нельзя допускать, чтобы на свежеокрашенную поверхность попадала вода, так как это вызовет разрушение краски и послужит причиной сильной коррозии корпуса.

Изделия судового машиностроения и судового корпусного насыщения поставляют полностью окрашенными. В процессе монтажа наружные, а иногда и все слои покрытия неизбежно повреждаются, на покрытии появляются царапины; механизмы, приборы и оборудование, как правило, загрязняются, окраска становится пятнистой. Поэтому перед передачей судна в эксплуатацию приходится исправлять поврежденные участки и перекрашивать механизмы и оборудование.