Установки для безвоздушного окрашивания

В судостроении для нанесения красок способом безвоздушного распыления применяют установки двух типов. В одном случае лакокрасочный материал наносится при обычной температуре, в другом — перед нанесением материал нагревается:
Наибольшее распространение получили менее сложные по конструкции установки, которыми наносят материал без предварительного нагревания. К их числу может быть отнесена установка «факел-4», с помощью которой окрашивают суда снаружи и изнутри, блоки и секции, листы и детали. Установка (рис. 5.16) предназначена для нанесения красок вязкостью 15—60 с, содержащих растворители, при давлении 12—20 МПа. Небольшая масса и портативность позволяют использовать установку для окрасочных работ непосредственно на судне, при окрашивании трюмов, цистерн, переборок и т. п. Установку широко используют в цехах, на стапеле, при заготовке деталей, вспомогательных работах и т. д.

Рис. 5.16. Установка типа «Факел» для безвоздушного нанесения краски.

Установки типа «Луч» рекомендованы для окрашивания конструкций как в цехах, так и на открытых площадках, на стапелях, в доках материалами вязкостью 15—60 с при температуре 18—30 °С.

Установка для нанесения красок в подогретом состоянии и пастообразных. Судостроительные предприятия производят окрашивание подогретыми лакокрасочными материалами в двух случаях: при использовании очень вязких материалов, в которые нельзя вводить растворители без ухудшения защитных свойств, и в холодное время года, когда вязкость красок обычного типа повышается настолько, что нанесение их краскораспылителем невозможно. Для этого используют установки типа «Факел». Если они не имеют подогревателя, то краску нагревают с помощью горячей воды. Краскораспылитель должен иметь рукоятку и курок с хорошей теплоизоляцией.

Пастообразные краски типа ПЖ, в состав которых входят петролатум, полипропилен, церезин, парафин, каучуки, пигменты, ингибирующие добавки и другие материалы, обладающие текучестью только после нагревания до 60—80 °С, наносят с помощью краскораспылителей, в которых краски нагреваются до указанной температуры в бачках. Пастообразные краски можно нагревать и в бидонах емкостью 10—15 л, имеющих хорошую изоляцию. Шланги, по которым краска поступает в краскораспылитель, также должны быть хорошо заизолированы.

Установки для нанесения красок термопластичного типа. Наряду с противообрастающими красками, обычными или повышенной вязкости, в судостроении используют краски, относящиеся к группе термопластичных материалов. Такие краски, твердые при обычных условиях, можно наносить только нагретыми до 120— 180 °С (температура нагревания зависит от марки краски).

Для нанесения красок разработано несколько установок. Наиболее простой по конструкции является установка, состоящая из устройства для разогревания краски (двух-трех реакторов) и механизированного нанесения. Установка имеет электронагрев, наносят краску при давлении 0,4—0,6 МПа, что позволяет применять только низкоплавкие краски, способные распыляться при температуре 60—80 °С. Высокоплавкие краски, которые необходимо нагревать до 170—180 °С, наносят установкой типа «Коралл».

Установка состоит из реактора, в котором разогреваются краски, и устройства для размешивания и нанесения разогретых красок. Работа ведется при давлении 0,5—0,6 МПа, что позволяет использовать более вязкие материалы. Обогревание с помощью газовых горелок является ее недостатком. Длина шланга, по которому краска может подаваться к месту работы, достигает 20 м.