На морских и речных дорогах

Все современные суда проектируются и строятся для определенных районов плавания. При этом обязательно учитывается, в какие порты и гавани судно будет заходить, где будет стоять на рейде, не придется ли ему плавать среди льдов или проходить по узким каналам.

.. .Много опасностей подстерегает судно во время плавания. Недаром у моряков издавна существует правило: «Бойся земли!». Конечно, в наш век высокоразвитого судостроения, корабельной техники и морских наук эти слова имеют несколько иной смысл, чем в эпоху гребного и парусного флота. И все же даже самым лучшим судам стало очень трудно плавать именно вблизи берегов, в узких проливах, на подходах к гаваням или портам. Известно, например, что только в портовых водах Атлантического побережья Европы каждые сутки находится более 1000 крупных морских судов. А сколько еще буксиров, разъездных катеров, рыболовных ботов, шлюпок, яхт, прогулочных и спортивных лодок беспрестанно снуют в гаванях, заливах и бухтах! Судоходство в районе большого порта нередко напоминает движение на оживленных городских улицах.

На небольшом водном пространстве судну значительно труднее маневрировать. Мели и рифы, подводные и надводные скалы и камни, островки, остовы затонувших кораблей, старых причалов, останки различных затопленных сооружений тоже опасны для мореплавателей.

Поэтому вблизи берегов специально расчищают и углубляют водные дороги — фарватеры. Нередко прокладывают морские каналы, которые на отдельных участках приходится ограждать прочными дамбами от наносов песка и камней.

Как и на сухопутных транспортных магистралях, на водных путях — фарватерах — ставят особые предупреждающие, ограждающие и сигнальные знаки. Подобные знаки, а также маяки, башни, мачты возводят на берегах, островах, скалах и в различных местах, опасных для плавания.

Крайне важно хорошо изучить водные районы (морское дно, мели, отливы, приливы и т. д.). Этим занимается специальная наука — лоция (от голландского слова loodsen — проводить корабль).

Лоциями называются также специальные книги с картами, схемами, рисунками — печатные наставления для плавания в больших и малых, морских или речных водных районах. Например, есть «Лоция Балтийского моря», «Лоция Кольского залива», «Лоция устья р. Амур». В лоциях дается физико-географический обзор водного бассейна, указываются глубины, колебания уровня, соленость и прозрачность воды, ветры и течения, замерзаемость и ледовая обстановка, имеются подробные описания берегов, водных опасностей и их ограждений.

Но даже знающие лоцию капитаны больших судов, оборудованных новейшими приборами и устройствами для кораблевождения, на трудных и малознакомых участках фарватеров пользуются услугами лоцманов — местных бывалых моряков, состоящих на службе в портовых учреждениях лоцмейстерствах.

В тихих морских бухтах и лиманах, в местных водах портов и городов, на малых судоходных реках и озерах, в каналах и у побережья искусственных морей тоже нужно уметь безопасно провести маленькое судно, особенно в непогоду, туман или ночью.

Совершая водные прогулки и туристские походы, старайтесь запомнить, где и какие находятся мели, пороги, где есть удобные места для стоянки и подхода к берегу. Научитесь различать ориентиры на воде и на берегах, определять глубины, скорость течения.

Что такое пролив, залив, полуостров, коса, мыс, всем известно еще из курса начальной географии. В конце книги дан морской словарик, в котором вы найдете объяснения некоторых других терминов из лоции.

На рис. 52 изображена судоходная обстановка на одном из морских фарватеров.

Все предостерегающие знаки разделяются на береговые (на островах, скалах, побережье) и морские (на воде).


Рис. 52. Судоходная обстановка морского фарватера.

Самые простые знаки — вехи. Их ставят в том месте, где опасность скрыта под водой. Веха показывает, с какой стороны проходящее судно должно обойти опасное место и оставить веху.

Вехи окрашивают в определенные цвета и на их вершине укрепляют в разных положениях конусные корзины из прутьев—голики. На рисунке изображены: а — нордовая веха (оставлять к северу), вся красная; б — зюйдовая веха (оставлять к югу), шест белый, голик черный; г — остовая веха (оставлять к востоку), шест бело-черный, голики черные; в — вестовая веха (оставлять к западу), шест красно-белый, голики красные. Красно-белую крестовую веху (д) можно обходить со всех сторон.

К крупным береговым сооружениям относятся маяки (е). В ночное время и мглистую погоду близко расположенные маяки различают по силе света, цвету и характеру огня; в дневное — по форме, высоте и окраске башни. Огни маяков бывают: постоянные — одного цвета; переменные — цвет огня меняется через определенные промежутки времени; проблесковые или группопроблесковые, показывающие вспышки одного цвета, и затмевающиеся, когда свет гаснет, и опять появляется через более длительные промежутки.

Наряду с маяками, иногда устанавливают более простые приспособления — мигалки: огни, дающие свет вспышками. Это автоматические фонари, приподнятые на специальных опорах.

Бывают и другие береговые знаки и ориентиры, имеющие разную форму и раскраску. Например, башенки и пирамиды из камней, деревянные щиты и т. д.

Там, где нельзя построить обычный маяк, ставят на якорях плавучие маяки — маячные суда с одной или двумя колоннами для маячных огней (рис. 52,ж).

На том же рис. 52 условными знаками, принятыми для морских карт, помечены и другие сооружения, которые служат ориентирами при прокладывании курса.

Плавучий буй (и)—это металлический поплавок с фонарем. Нередко буи, кроме фонаря, имеют еще и звуковой сигнальный автомат (ревун, колокол). Они служат ориентирами для изменения курса судна или для предупреждения об опасном месте. Буй с вехой (н) показывает, что по данному пути закрыт проход для всех судов, за исключением шлюпок.

Створные знаки (м) — это щиты черно-белой расцветки. Их ставят один за другим с таким расчетом, чтобы судно могло безопасно держать курс, идя по воображаемой прямой линии, на которой оба створных знака совмещаются.

Радиостанции (р) на острове или курган (к) на берегу тоже могут быть ориентирами для штурманов и рулевых. Изображенный в бухте картографический знак якоря (а) обозначает, что в этом месте есть якорная стоянка для крупных судов.

Условия судоходства на реках, естественно, отличаются от морских. Но и у речников есть свои трудности. Если морские капитаны и штурманы могут пользоваться картами, радиосигналами плавучих маяков и береговых станций, различными приборами, заблаговременно предупреждающими об опасностях, то в стесненных речных условиях такие средства не всегда пригодны.

Штурман речного судна должен очень хорошо знать обстановку на каждом речном участке, учитывать характерные для многих рек изменения русла, колебания уровня воды, уметь провести судно во время половодья, паводка, наводнения, при ледоходах. К тому же ширина фарватера (по-речному — судового хода) на реках обычно невелика, и при оживленном встречном движении это увеличивает опасность столкновений судов. Добавочные осложнения создают мосты, паромы, места лодочных переправ, поставленные рыбачьи снасти, разные прибрежные сооружения.

Рулевой речник не может на длительное время оставить руль на одной курсовой черте (на одном румбе) компаса, как это нередко делает штурман морского судна. На реке приходится все время внимательно следить за окружающей обстановкой, не снимая рук со штурвала.

Знаки речной судоходной обстановки также имеют очень важное значение для плавания по внутренним водным путям (рис. 53).


Рис. 53. Судоходная обстановка на реке.

Плавучие пирамиды — бакены (г и д) — обозначают границы судового хода. Левые по течению бакены— белые, правые — красные. В темное время на них зажигают фонари такого же цвета. При плохой видимости днем (туман, марь, встречное яркое солнце и т. п.) на красных бакенах ставят черный шар, а в местах скопления освещенных знаков белый огонь заменяют зеленым.

Пестрый красно-белый бакен суда могут обходить с обеих сторон.

Вместо бакенов (или в дополнение к ним) иногда ставят вехи таких же расцветок, но без огней.

Перевальные столбы (е)—черно-белые (левые) и красно-белые (правые) — показывают перекат, т. е. место, где судовой ход расположен почти поперек реки. Чтобы пройти по такому месту, судно переходит (переваливает) от одного берега к другому. Щиты столбов повернуты перпендикулярно направлению хода на перекате. Ночью на них зажигают фонари с передним стеклом такого же цвета, как и сам щит, и боковыми белыми стеклами.

Ходовые знаки (ж) устроены так же, как и перевальные столбы, но их щиты повернуты в виде ромба. Они предупреждают о том, что путь идет вдоль берега, где стоят эти знаки.

Сигнальные мачты (з) расцвечены как и предыдущие знаки, но и рея и щит для километрового указателя белые. Мачты ставят перед перекатом. На одном из фалов (тросиков) сигнальной мачты поднимают условные фигуры — указатели наименьшей глубины, а на другом — указатели ширины судового хода в этом месте. На темном береговом фоне все знаки черного цвета заменяют такими же белыми.

Похожая на сигнальную мачта красного цвета (а) — это семафорная мачта или мостовой граничный столб, который устанавливают перед мостом. На семафорной мачте могут быть подняты особые сигналы: например, красный вымпел — «Ход под мостом разрешен», или красный конус — «ход запрещен». Столб с круглым щитом и надписью «Сигнал» означает, что на подходе к шлюзу, мосту, семафору и т. п. самоходные суда должны дать сигнал гудком или сиреной, а со шлюпок и лодок вызвать дежурного.

На островах, косах и других местах, затопляемых во время половодья, ставят весенние знаки (б) с решетчатым щитом в виде диска для правого берега и в виде конуса — для левого.

Створные знаки (в) имеют то же назначение, что и на морских фарватерах.