По законам физики

Атомный ледокол и разборная парусиновая байдарка по своему внешнему виду, конструкции, материалам, оборудованию так же несхожи между собой, как, например, высотное здание Московского университета и складная туристская палатка.

Однако все суда, будь то огромный океанский лайнер или самая маленькая шлюпка-«тузик», плавают, подчиняясь одним и тем же законам физики. Поэтому они должны иметь общие мореходные свойства: плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, управляемость и т. д.

У разных судов эти свойства проявляются по-разному.

Представьте себе два судна: простую беспалубную шлюпку и морской грузовой теплоход с высокими бортами, сплошной палубой и плотно закрывающимися люками.

И шлюпка и теплоход спокойно плавают в тихую погоду. Но вот поднялся ветер, началось сильное волнение. Маленькую открытую шлюпку быстро захлестывают волны, она заполняется водой и легко может опрокинуться или затонуть. А высокобортный закрытый теплоход продолжает держаться на воде. Даже очень большие волны, перекатывающиеся через его палубу, не попадают внутрь судна.

Обычно считают, что мореходные качества судна зависят от его размеров: чем больше судно, тем оно лучше держится на воде, тем безопаснее на нем плавать.

Так ли это на самом деле?
Сначала выясним, что такое величина судна.

Каждое судно имеет свои основные размеры, или, как говорят судостроители, главные размерения. Это длина судна — обозначается латинской буквой L, ширина В, высота борта Н и осадка, т. е. величина погружения в воду,— Г. Так и записывают: L, В, Н, Т.

Если бы корпус судна представлял собой прямоугольный ящик, то определить его главные размерения было бы совсем несложно. Но даже самая неуклюжая баржа не похожа на такой ящик. А лодка? И без обмера видно, что длина ее «а уровне верхних кромок бортов больше, чем на уровне киля; ширина больше в средней части, а борта в носу и корме значительно выше, чем в середине.

Представим себе, что судно рассечено тремя взаимно-перпендикулярными плоскостями, как показано на рис. 15. Плоскость, обозначенная буквами ДП, называется диаметральной плоскостью. Она делит судно вдоль на две симметричные половины.

Вторая плоскость ВЛ называется плоскостью ватерлинии, т. е. линии, образующей границу между подводной и надводной частями корпуса судна (от английского слова water — вода).

На чертеже при изображении любого судна можно провести только одну вполне определенную для этого судна диаметральную плоскость — ДП. А вот ватерлиний и, следовательно, плоскостей ВЛ может быть сколько угодно! У порожней шлюпки (без людей и груза) ватерлиния будет проходить в одном месте. Шлюпка с одним человеком на борту погрузится глубже — образуется другая ватерлиния; при двух пассажирах — третья и т. д.

Главной считается грузовая ватерлиния (ГВЛ), которая показывает осадку судна со всеми положенными на нем грузами. Грузовую ватерлинию обычно наносят на обоих бортах судна яркой, хорошо различимой краской, а борта и днище выше и ниже ГВЛ окрашивают в разные цвета.

На рис. 15,в показаны очертания судна в плоскости ГВЛ. У большинства современных судов форма корпуса такова, что наибольшая ширина и длина его подводной части находятся в плоскости ГВЛ.

Двух сечений — по ДП и ГВЛ — нередко бывает достаточно, чтобы определить длину и ширину судна.


Рис. 15. Сечение корпуса судна: а — расположение трех взаимно-перпендикулярных плоскостей; б — проекция ДП; в — проекция ГВЛ; г — проекция миделя. х — величина седловатости.

А где же измерять высоту борта? У крупных судов палубы, а у беспалубных шлюпок верхние линии бортов не являются прямыми, ровными, а возвышаются от середины судна к носу и корме. Такую седловатость специально придают корпусу судна для повышения его мореходных качеств и для защиты судна от волн и брызг.

Кроме того, для лучшего стока воды поверхность палубы от середины корпуса к бортам делают покатой. Высоту борта в носу и корме можно измерить по чертежу в плоскости ДП.

Но есть еще третье сечение, обозначаемое специальным знаком . Это сечение проводится в определенном месте —на середине длины судна — и называется миделевым (от английского слова middle — середина). Оно рассекает судно поперек (рис. 15,г).

По миделевому сечению можно определить ширину судна на любой ватерлинии и у палубы, а также среднюю осадку и высоту борта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9