Советы строителям судна

Как покрасить судно

Главное назначение покраски — предохранить судно и его отдельные детали от разрушающего действия воды, солнечных лучей, температурных изменений и т. д. Неокрашенные или плохо окрашенные деревянные детали намокают, загнивают, растрескиваются, коробятся; стальные детали ржавеют, а клеевые соединения разбухают, вспучиваются и отслаиваются.

Если поверхность корпуса хорошо окрашена, ровная и гладкая, то судно легче преодолевает сопротивление воды, его ходовые качества улучшаются. По гладкой поверхности весел лучше стекает вода. Такими веслами легче и удобнее грести.

Кроме того, окрашенное судно выглядит красивее, наряднее. Существует большое количество различных красок. Какие из них выбрать?
Перхлорвиниловые, пентафталевые краски и эмали образуют тонкие эластичные и в то же время водоупорные прочные пленки. Они быстро сохнут, хорошо поддаются шлифованию шкуркой и полировке пастой. Чтобы самим покрасить байдарку, можно взять так называемые кистевые нитроглифталевые эмали типа НКО, которые высыхают не раньше, чем за 1—1,5 часа.

Но можно покрасить самодельное судно и обычными готовыми к употреблению масляными красками или эмалями. Для одной байдарки нужно около 3,5—4,0 кг краски, 2—3 кг олифы (лучше натуральной) и примерно по 0,6—0,8 л скипидара и сиккатива. Качество покраски во многом зависит от того, насколько тщательно подготовлена поверхность.

Хорошенько очистите от мусора, грязи и пыли все поверхности корпуса и деталей оборудования, которые надо покрасить. Счистите сгустки клея, пятна старой краски и т. п. и обезжирьте поверхности, протерев их тряпкой или ветошью, смоченной в чистом бензине или ацетоне.

Затем огрунтуйте поверхность. Для этой цели под нитрокраску берется готовый глифталевый грунт № 138; под масляную краску — тот же грунт или олифа, подогретая до 40—60° С. Олифу нанести два раза.

Просохшую грунтовку прошлифуйте шкуркой, чтобы убрать возможные наплывы, штрихи, царапины, сгустки и т. п.

Аккуратно заделайте мелкие щели, выправьте вмятины, выбоины, а также щели на стыках и швах нитрошпаклевкой марки АШ-6 (коричневая), АШ-22 (желтая) или АШ-30, АШ-32 (серые). Под масляную краску можно взять водостойкую масляно-клеевую шпаклевку.

Хорошо просохшие зашпаклеванные места прошлифуйте шкуркой вровень с остальной поверхностью.

Имейте в виду, что шпаклевать, олифить, грунтовать или красить по влажной поверхности нельзя. Кроме того, каждому слою грунта или краски надо дать полностью высохнуть, а потом уже наносить следующий слой.

Окрасочные работы нельзя производить при ярком солнце (на солнцепеке), вблизи костров или печей с открытым огнем, или, наоборот, при температуре ниже —5°С.

Очень удобно наносить разжиженные краски при помощи специальных аппаратов — краскораспылителей (краскопультов, пистолетов-аэрографов и т. п.). Краску наносят четыре-шесть раз, причем каждый слой краски тоже должен как следует просохнуть.

Однако чаще пользуются малярными кистями.

Огрунтовку и следующие за ней слои краски наносите ручником — круглой кистью на короткой ручке. Щетину кисти примерно на 2/3—1/2 ее длины (сверху от кольца ручки) туго обмотайте прочной бичевой или шпагатом. Верхний слой краски (чистовое покрытие) надо растушевать, т. е. разгладить широкой плоской кистью — флейцем. На флейце веревочную обвязку делать не надо. Небольшие флейцы удобны также для покраски длинных узких или мелких деталей.

Лучшими считаются кисти с мягкой щетиной: из волоса белки, колонка, хорька, песчанки и пр.

Соблюдайте следующие правила:
—           новую кисть обязательно замочите в воде комнатной температуры на 35—45 мин., затем хороша просушите на воздухе;
—           набирая краску, погружайте в нее кисть не более, чем на 1/3 длины щетины. Если пользуетесь готовыми красками, перелейте часть краски в ведерко или другую чистую посуду с ровными верхними краями. Иначе на горловине жестяных банок, в которых продастся краска, накопится много наслоений и сгустков, загрязняющих кисть. Ведерко можно сделать своими руками из трехлитровых жестяных консервных банок;
—           любую краску время от времени хорошо размешивайте в ведерке узкой деревянной лопаткой или гладкой палкой. Густота краски должна быть такой, чтобы она не стекала струйкой, а равномерно сходила с кисти;
—           каждый слой краски наносите в одном направлении. Старайтесь не проводить кистью лишний раз по свежеокрашенному месту. Кистью надо работать легко, свободно, без сильного нажима;
—           во время кратких перерывов в работе опускайте кисть в ведерко или в банку с чистой водой. По окончании работы отожмите как следует со щетины остатки краски (бумагой, ветошью или тряпкой). Промывать кисть надо три раза: сначала в растворителе (от масляной краски в керосине или скипидаре), потом в теплой воде с мылом, а затем в чистой воде. Просушите кисть в подвешенном или лежачем положении, не ставя ее на щетину (волос).

В какие цвета и тона окрашивать самодельное судно — дело вашего вкуса и желания.

Корпус байдарок обычно покрывают однотонной краской или темным желто-коричневым лаком. Но можно придать ей и более нарядный вид: например, покрасить подводную часть (до ватерлинии) в темно-зеленый цвет, а палубу и борта — в серо-голубой. Ватерлинию можно сделать белую. Или другой вариант: днище ярко-красное, борта светлые (сине- или зелено-серые), палуба темная, сине-серая, с широкой продольной красной полосой от носа и кормы до кокпита; ватерлиния белая или ярко-синяя.

Фальшборт и водорез сделайте белыми или покрасьте золотистой охрой «под дерево», а затем покройте светлым водоупорным масляным лаком. Так же можно покрасить и отлакировать весла, сиденья и слани. Но для них вместо белого лучше подобрать серо-голубые , серо-зеленые или темно-коричневые тона.