От Скорлупки к Искре

Все остальные наши лодки более сложные, поэтому постройка их не так проста и требует подготовки. Прежде всего надо хорошо изучить чертежи выбранной лодки (они даются в приложении), познакомиться с описанием постройки, подобрать материалы и инструменты, оборудовать рабочее место, изготовить стапель, заготовить рейки.

РАБОЧЕЕ МЕСТО. Сделайте простейший плотничный верстак, состоящий из толстой доски, имеющей длину на 10—15 процентов больше длины самой лодки, с набитым на нее упором для строгания и установленной на устойчивые опоры. Из приспособлений достаточно нескольких струбцин или самодельных клиновых зажимов.

Комплект инструментов должен содержать: пилы — лучковую и ножовку, рубанок, набор стамесок, рашпиль, молоток, плоскогубцы и отвертки. Для обработки металла нужны будут ножовка с запасом полотен, набор напильников и дрель с набором сверл по металлу. Для изготовления бермудского парусного вооружения потребуются еще фуганок и шпунтубель. Необходима линейка (метровая) и столярный угольник.

ЗАГОТОВКА РЕЕК. Основным материалом для постройки являются фанера и деревянные рейки. Рейки надо заготовить заранее: напилить из досок и острогать до необходимого сечения. Это можно сделать после выбора лодки, когда станут известны из чертежа размеры ее деталей. Для реек берутся самые лучшие прямослойные доски без сучков, а если таких нет, то доски лишь с небольшим количеством мелких сучков. Определяя нужное количество реек, учитывайте, что в работе неизбежна поломка части их, особенно имеющих сучки.

СТАПЕЛЬ. Лодки собираются на стапеле (см. приложение № 12), состоящем из двух толстых досок (длина которых немного больше, чем длина лодки), установленных параллельно друг другу на прочно соединяющих их поперечных опорах. Верхние кромки этих досок должны быть прямолинейны (обработаны фуганком) и иметь горизонтальное положение. Фугуется также боковая сторона одной из досок; эта сторона будет называться контрольной.

Приложение 12

Для крепления деталей лодки стапель снабжен несколькими парами стоек. Место каждой определяется засечкой (риской), которая наносится на стапель при его разметке.

Расстояния между засечками равны расстоянию между лекалами. Эти величины берутся с чертежа лодки. Засечки наносятся сначала на одну из досок, а затем с помощью рейсшины переносятся и на другую. Засечки нумеруются в том же порядке, в каком на чертеже пронумерованы лекала (что такое лекало, будет сказано ниже).

Теперь двумя крупными шурупами (лучше болтами) каждая стойка крепится к доске так, чтобы одно ребро ее совпало с засечкой, а сама стойка располагалась от этой засечки обязательно в сторону середины стапеля. Перед началом сборки лодки надо тщательно проверить правильность расположения всех частей стапеля и в первую очередь горизонтальность и параллельность основных досок, вертикальность стоек и правильность нанесения и нумерации засечек. Любая ошибка может привести к Непоправимому искажению формы лодки.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЛЕКАЛ, ПЕРЕБОРОК, ТРАНЦЕВ. Лекало является временным сборочным приспособлением и представляет собой легкий щит, форма которого соответствует форме поперечного сечения лодки в определенном месте; лекала придают лодке во время сборки нужную форму, а после сборки удаляются. Поэтому их следует делать из дешевого материала: старой фанеры или так называемых древесноволокнистых плит, из которых обычно изготавливаются ящики для мебели.

Переборки и транцы, имея подобную лекалам форму, в отличие от них остаются в корпусе судна, а поэтому делают их из того же материала, что и обшивку лодки.

Лекала, переборки и транцы размечаются по выкройкам (см. приложения № 13—16). На фанеру наносится сетка, по клеткам которой переносится с выкройки на фанеру контур лекала, переборки или транца.

Приложение 13
лекала
Приложение 14

Приложение 15

Приложение 16

Примечания (относятся к 14, 15 и  16 приложениям)
1. На чертеже показана половина контура лекала (транца, переборки); вторая половина симметрична первой
2. Цифры на чертеже обозначает номер лекала
3. При вычерчивании каждого лекала сначала наносятся его угловые точки (обведенные на чертеже кружком). Соединяя эти точки, получим черновой контур лекала

Выпиливая лекала, гнезда для продольных связей делайте меньше на 1,5—2 мм для последующей подгонки.

Другое отличие транцев и переборок от лекал в том, что на них ставится обвязка, которая состоит из коротких брусков, крепящихся к фанере в промежутках между гнездами с помощью мелких гвоздей и клея. В дальнейшем бруски обвязки будут служить для соединения полотнища переборки (или транца) с наружной обшивкой.

Если на переборках бруски обвязки ставятся вровень с кромкой фанеры, на транцах они должны иметь «припуск», то есть выступать наружу на 2—2,5 мм. Это необходимо для последующей подгонки.

На лекала обвязка не ставится. Следует добавить, что из всех лодок переборки имеет только шлюпка «искра». Что же касается байдарки «росинка», то она, как и всякая другая байдарка, не имеет ни переборок, ни транцев. У остальных лодок также нет переборок, но каждая из них имеет по два транца.

При установке обвязки и при многих других работах следует применять склеивание деталей. Конечно, годится для этого только клей водостойких марок. Лучше всего использовать карбамидный клей марки МФ-РХК, который под названием «Синтетический столярный клей» поступает в торговую сеть и может быть приобретен в магазине хозтоваров. Инструкция по его использованию прилагается к каждой банке. Этот клей, попадая на кожу, может вызвать ее раздражение, поэтому, работая с ним, будьте аккуратны. Если нет клея МФ-РХК, используйте нитроклей АК-20 или нитролак «Эмалит», но они дают более слабое соединение склеиваемых деталей. В крайнем случае можно применить казеиновый клей, который дает прочное соединение склеиваемых деталей, но обладает ограниченной водостойкостью. Добавив в порошок казеина немного цемента, можно повысить водостойкость этого клея.

Каждое лекало (переборка, транец) крепится четырьмя шурупами к своей паре стоек со стороны засечек на стапеле. Не забывайте следить за тем, чтобы нижняя сторона лекала плотно прилегала к стапелю, а контрольная засечка на лекале, которая переносится на него с выкройки, совпала с контрольной поверхностью стапеля. Это хорошо видно на рисунке. После выставления всех лекал следует еще раз проверить правильность установки стапеля и положения на нем лекал, переборок и транцев.

МОНТАЖ ПРОДОЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ НАБОРА. Главнейшей из них является киль судна. Однако на такие суда, как байдарка и шлюпка «искра», ставится не киль, а более сложное изделие, которое называется закладкой. Закладка состоит из самого киля, к которому заранее прикреплены форштевень и ахтерштевень (см. приложение № 8 и 11). Именно так устроена закладка на байдарке «росинка». Закладка шлюпки «искра» имеет, кроме киля, только форштевень. Кормовую оконечность образует у нее не ахтерштевень, а транец, который выставляется на стапеле вместе с лекалами и переборками.

Все остальные типы лодок строятся по так называемой двухтранцевой схеме, и их закладка состоит только из самого киля. Способ крепления форштевня к килю хорошо виден на рисунке. Правильный угол примыкания форштевня к килю обеспечивается кнопом; этот угол снимается транспортиром и переносится на материал с чертежа судна.

Таким же способом крепится и ахтерштевень.

При установке закладки киль вводится в гнезда лекал и переборок. Концы форштевня и ахтерштевня крепятся к поперечным планкам, прибитым к стапелю у концевых его засечек. Затем поочередно ставятся остальные продольные связи: скуловые брусья, затем привальные брусья, а потом днищевые и бортовые стрингеры. Устанавливать все эти детали надо в симметричном порядке: сначала правый стрингер, затем левый и т. д. Если же установить сначала все стрингеры левой половины лодки, а затем правой, лодку обязательно перекосит и ее форма исказится.

Концы продольных связей крепят к штевням или транцам при помощи тонких шурупов. Крепить же их к лекалам и переборкам не нужно, достаточно, чтобы они плотно прилегали.

Из-за кривизны носовой части шлюпки «искра» трудно установить привальные брусья, поэтому их делают составными, выпиливая криволинейные натесные участки из широкой доски. Иногда доски для реек могут быть недостаточно высокого качества, в таких случаях натесные участки приходится делать и для привальных брусьев байдарки (см. приложение № 7 и 10).

MAЛKOBKA. Теперь набор нашего судна собран (кроме набора палубы). Следующий этап работы — установка на собранный набор наружной обшивки. Но набор еще не подготовлен к этому, обшивка к нему плотно не приляжет, и приклеить ее не удастся. Скуловые и привальные брусья, киль, обвязку переборок и транцев, форштевень и ахтерштевень надо для этого особым образом обработать. Эта операция называется малковкой. Ее принцип показан в приложении № 26. На рисунке а показаны элементы набора до малковки: обшивка к ним будет прилегать плохо. На этом рисунке заштрихованы те части набора, которые надо удалить («снять малку»). На рисунке б малка снята, правильность снятия малки проверяется линейкой. Теперь обшивка будет хорошо прилегать к набору и ее можно закреплять (рис. в).

Судно Тип парусного вооружения Площадь парусности м2 Высота паруса м Ширина паруса м Высота мачты м Диаметр мачты м Расстояние мачты от носа судна м Длина (шпринтова (или гика) м Расстояние от носа судна до шверта м Примечания
S а б в г д е ж  
Скорлупка Шпринтовое 1,0 1,22 0,82 1,75 40 0 1,6 Руль необязателен
Ракушка — » — 1,3 1,36 0,96 1,90 45 0 1,8 Руль необязателен
Стручок — » — 1,7 1,60 1,07 2,15 54 0,9 2,05 1,0 Шверты боковые (необязательны), руль простой
Лотос — » — 3,0 2,10 1,42 2,75 60 0,7 2,65 1,0 Шверты боковые, руль простой
Росинка — » — 2,5 1,90 1,30 2,55 54 1,50 2,45 1,8 Швертнеобязателен, руль простой

Искра

— » — 4,4 2,60 1,70 3,35 64 0,70 3,20 1,48 Шверты боковые, руль простой
Бермудское 5,1 3,66 2,45 4,48 64 0,70 2,60 0,88 Шверт кинжальн. типа, руль с шарнирным пером

Малка снимается стамеской на коротких (30—40 мм) участках набора, причем эти участки отстоят друг от друга на 200—250 мм. Затем при помощи той же стамески, а лучше маленьким модельным рубанком.

Погоны и нарукавные знаки личного состава в.-м. флота СССР

Флаги военно-морского свода сигналов СССР

Служебные знаки русской семафорной азбуки

Государственный и военно-морские флаги СССР

Морские узлы

морские узлы