Как правильно грести и управлять парусом

В глубину веков уходит искусство постройки судов и управления ими. Возможно, когда-то их заменяли поваленные бурей стволы деревьев. Потом, наверное, человек научился строить плот. Позднее был создан первый (выжженный или выдолбленный из цельного ствола дерева) челн.

Менялись в соответствии с прогрессом плавательной техники и способы гребли. Может быть, первобытный человек вначале и не знал, что такое гребля, а просто плыл «по воле волн», слегка «подручным материалом» подправляя «судно» на нужный «курс». Научившись пользоваться шестом, человек сделал еще шажок вперед в управлении плавающими предметами.

Наиболее древней из всех известных способов гребли является гребля однолопастным веслом, которое в первоначальном варианте представляло собою нечто вроде маленькой лопатки.

Чтобы грести одним веслом, заставляя лодку послушно плыть в выбранном направлении, нужен большой навык. Легче грести однолопастными веслами двум гребцам, когда каждый гребет со своего борта. Действия их должны быть согласованными, посадка в лодке — уверенная, нераскачивающаяся.

В начале гребка почти полностью выпрямленные руки без напряжения держат весло. Только оканчивая гребок, энергично сгибайте в локте руку, лежащую на весле ближе к лопасти. Другая рука при этом полностью выпрямлена и помогает поднимать весло для нового гребка.

Таким образом, в основном работает рука, лежащая на весле ближе к лопасти. Через каждые 1—2 часа (в зависимости от возраста гребцов) делается перерыв на 20—30 минут. Если течение попутное, отдыхать можно на воде, но лучше выйти на берег для разминки.

Гребля двухлопастным байдарочным веслом полезней — так как при ней одинаково работают обе руки — и схожа с греблей однолопастным веслом. Научитесь давать отдых мышцам в начале гребка, так как без этого невозможна длительная работа, тем более что двухлопастное весло вдвое тяжелее однолопастного.

Двое гребцов, одновременно делая один гребок однолопастными веслами, работают каждый со своего борта, поэтому лодка движется прямолинейно. Эта одновременность гребка невозможна при гребле двухлопастными веслами, которые стали бы сталкиваться друг с другом в воздухе. Поэтому оба гребца делают гребок с одного борта одновременно, а лодка при этом стремится сделать поворот в другую сторону. Из-за этого гребля двухлопастными веслами может дать достаточно прямолинейное и равномерное движение только при условии, если лодка будет длинной и узкой, то есть более устойчивой на курсе. Лодка должна быть обязательно узкой еще и потому, что гребец работает двухлопастным веслом попеременно, то с правого, то с левого борта. Такими качествами обладает байдарка, на которой обычно и применяется двухлопастное весло, часто называемое байдарочным.

Неравномерность движения лодки при работе двухлопастными веслами требует применения руля, особенно на многоместной байдарке, иначе плавание на ней будет утомительным. На всех других лодках при известной тренировке можно грести и без руля.

Недостаток парной гребли веслами, укрепленными в уключинах, в том, что гребцы сидят спиной к движению. В остальном же такая гребля относится к одному из наиболее полезных видов спорта: в ней принимают участие мышцы рук, ног и почти всего корпуса. Кроме того, весло, закрепленное в уключинах, является сильным рычагом и дает самый мощный гребок, позволяющий вести наиболее тяжелые лодки и развивать на воде скорость наибольшую из достижимых при посредстве мускульных усилий.

Начинающий гребец должен прежде всего освоить правильное погружение весла. Спокойно, без ненужной поспешности погрузив весла в воду (под водой должна быть почти вся лопасть; веретено не следует опускать в воду) и повернув лопасть на правильный угол (почти перпендикулярно к поверхности воды, с очень небольшим наклоном в сторону кормы), делайте рывок рукоятками весел в полную силу.

При частой тренировке в движениях гребца появляется необходимый автоматизм, и тогда гребки делаются более частыми, а гребец меньше утомляется. Так как весло сбалансировано в уключинах, для отдыха можно использовать любую паузу в движении. В то время как при гребле однолопастным или байдарочным веслом их нужно заносить перед гребком возможно дальше вперед, при парных веслах этого делать не следует: занося их слишком далеко, гребец только напрасно тратит силы. Следующий этап обучения гребле состоит в выработке согласованных движений всех гребцов. Старшим является гребец, сидящий ближе других к корме; этот гребец (обычно самый умелый), именуемый загребным, хорошо виден остальным гребцам, и они по нему согласуют свои действия. В отличие от байдарки гребная лодка может обходиться без руля, но все же иметь его желательно, тем более что гребцы только периодически могут смотреть вперёд.

Нередки такие любители гребли, что их не соблазнить и моторной лодкой — во всем своя романтика. Есть она и в плавании на парусной лодке, и сущность ее не только в красивости, поэтичности, но и в мужественном и умном споре с силами природы, прежде всего с ветром.

Почему же спор, а не согласие — ведь ветру и парусу всегда «по пути»: не будешь же плыть вперед, если ветер дует тебе навстречу.

Конечно, на простых лодках с небольшим парусом можно плыть только с попутным ветром. Хорошая парусная лодка, а тем более яхта, может идти если и не прямо против ветра, то лишь слегка наискосок к нему и при этом даже быстрее и лучше, чем по ветру. Нашим самодельным парусникам еще далеко до настоящей яхты. Но и на тех из них, что имеют боковые шверты и руль, можно обойти весь водоем и подойти обратно к пристани, ни разу не берясь за весло. Что, же касается шлюпки «искра», то если на ней хорошо сделаны парус бермудского типа и кинжальный шверт, она не слишком уступит и яхте.

Теория движения судна под парусом сложна, и много должен тренироваться спортсмен, чтобы в парусном спорте достичь вершин мастерства. Но, нам пока это не нужно, да и наши суда малопригодна для этого. Зато азы парусного дела не только увлекательны, но и просты.

Оттолкнитесь от берега, отгребите немного однолопастным веслом, опустите шверт. Лодка, допустим, стоит бортом к ветру. Ветер отнес в сторону парус, который полощется, как большой флаг, а лодку медленно сносит  обратно к берегу. Потяните на себя шкот (снасть, служащую для управления парусом). Тотчас же парус наполнится ветром, натянется, и лодка пойдет вперед. Теперь она слушается руля и уходит все дальше на простор водоема. Лодка хорошо идет с попутным ветром, хорошо идет и с боковым. Но вот она поворачивает все более  и более против ветра. Постепенно скорость ее уменьшается, и вот парус натянут, а лодка вперед уже почти не идет. Следовательно, она достигла своего предельного курса и круче уже не пойдет — надо ее слегка «увалить», то есть отвернуть от ветра, и она снова пойдет вперед. Если скорость ее настолько упала, что руля она уже не слушается, надо подгрести веслом. Но как быть, если надо идти именно в ту сторону, откуда дует ветер, ведь лодка туда не идет? Теперь приходится лавировать, идти зигзагами. Простая лодка будет ходить вправо, влево и почти не продвигаться вперед. Тут уж придется браться за весла. Лодка такая, как «искра», не заставит лишний раз натирать мозоли на ладонях, для плавания на яхтах нужен ветер, а куда он дует, это не столь важно.

При сильном ветре лодка заметно кренится, замедляет ход, хуже слушается руля, парус ее действует слабее. Крен уменьшают с помощью откренивания.

Если откренивания недостаточно, ослабьте шкот.

Попутный ветер почти не кренит лодку, но тут появляется другая опасность. Увлекшись скоростью, можно не заметить, как лодка постепенно повернулась так, что ветер дует уже не с кормы, а почти сбоку, причем с того бока, куда обращен парус. В этих условиях одно неосторожное движение — и парус с большой силой будет переброшен ветром с одного борта на другой. На всех лодках, включая «искру», нет вант (растяжек, укрепляющих мачту), и это избавит от аварии. Но рывок может быть настолько сильным, что шкот будет вырван из рук, оборван, а то и сама лодка, зачерпнув воду, опрокинется.

Пройдет несколько дней, и настойчивые тренировки помогут понять сложности овладения таким на первый взгляд простым делом, как гребля или управление парусом.

Плавайте! Занимайтесь греблей! Уходите в путешествия под парусом! И вы чудесно укрепите свой организм при систематических занятиях, сделаете себя сильными, стройными, закаленными.

Много труда и воли понадобится, чтобы достигнуть цели. Но для этого не жаль никакого труда!