Устройство дорог и подъездов к объектам строительства

В процессе строительства должны использоваться постоянные автомобильные дороги и лишь при их отсутствии до начала работ по возведению основных сооружений следует организовывать временные подъездные и внутрипостроечные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги различаются по числу и ширине полос движения. Ширина полосы движения задается в зависимости от габарита одиночных автомобилей и автопоездов. Внутри-площадочные и подъездные дороги устраиваются с двухполосной шириной проезжей части.

Участок земли, отводимый под автомобильную дорогу, состоит из нескольких частей, каждая из которых имеет специальное назначение (рис. 3.4, а).

В зависимости от размера полосы отвода и интенсивности движения дороги делятся на три категории: соответственно 33 м и более 100 автомобилей в час — дороги I категории; 22 м и 15... 100 автомобилей — дороги II категории; 19 м и менее 15 автомобилей — дороги III категории.

дороги в строительстве
Рис. 3.4. Дороги в строительстве
а — элементы поперечного профиля автомобильной дороги; б — поперечный профиль земляного полотна однопутной железной дороги: I — насыпь; II — выемка; 1 — сливная призма; 2 — берма; 3 — резерв при ширине не менее 10 м с продольным уклоном 0,002; 4 — то же, при ширине более 10 м; 5 — кавальер; 6 — берма с канавой; 7 — кювет; 8 — банкет; 9 — банкетная канава; 10 — нагорная канава (продольный уклон 0,002); В — ширина земляного полотна поверху; в — то же, сливной призмы; Н — высота насыпи

Одежда автомобильной дороги обычно состоит из двух конструктивных слоев — покрытия и основания. Покрытие имеет верхний несущий слой и слой износа; основание укладывают на песчаный дренирующий слой. Дорожные покрытия подразделяют на три основных типа: усовершенствованные, переходные и низшие.

К усовершенствованным покрытиям относятся цементно-бетонные, асфальтобетонные, черные щебеночные и брусчатые, устраиваемые на бетонном, щебеночном, гравийном, шлаковом и других основаниях. Дорожными покрытиями переходного типа являются покрытия сборные железобетонные (колейные), щебеночные, гравийные, шлаковые, грунтощебеночные и грунтогравийные, а также грунтовые, укрепленные вяжущими материалами (грунтоцементные и др.). К покрытиям низшего типа относятся грунтовые дороги, укрепленные гравием, щебнем, дресвой. Грунтовые дороги — это спрофилированное и укатанное земляное полотно с водоотводными кюветами.

Дороги на строительных площадках должны находиться в постоянной эксплуатационной пригодности. Они могут быть тупиковыми и кольцевыми. В конце тупиковых дорог организуются Разворотные площадки. При интенсивности движения до 5 машин в час допускается устройство дорожного покрытия низшего типа или грунтовых дорог. При наличии траншей и котлованов расстояние от бровки откосов до кромки проезжей части следует выдерживать не менее 1,5 м, при этом сама дорога должна пролегать вне призмы обрушения.

Для железнодорожного транспорта устраивают железные дороги нормальной (расстояние между внутренними гранями головок рельс 1 524 мм) и узкой (то же, 750 мм) колеи. Железные дороги нормальной колеи бывают однопутные и двухпутные.

Железнодорожный путь состоит из нижнего (рис. 3.4,6) и верхнего строений. Ширина однопутного земляного полотна поверху! для дорог нормальной колеи принимается в зависимости от категории пути и рода грунтов. Так, при связных грунтах ширина полотна на прямых участках дороги принимается 5,8...5 м, при несвязных грунтах — 5...4,6 м; для узкоколейных дорог ширину полотна назначают соответственно 3,4...3,2 и 3,3...2,8 м. Верхнее строение железнодорожного пути состоит из рельсов с креплениями, шпал и балластного слоя.

Для перевода подвижного состава с одного пути на другой применяются стрелочные переводы, съезды между параллельными путями, поворотные круги и др.

На строительных площадках, где требуется частая перекладка путей, используют узкоколейные разборно-переносные пути, состоящие из отдельных рельсовых звеньев, прикрепляемых к металлическим шпалам заклепками или болтами.