Страницы: 1 2 3 4 5 6

Интеграция дизайна с другими видами искусства в эпоху НТР

В итоге руководители строительных фирм все чаще приходят к мысли о том, что без архитектора вполне можно обойтись и создавать нехитрые «билдинги» по имеющимся каталогам вполне распространенных, модных форм. Ключевые позиции в этом случае сосредоточиваются на предварительной, строительно-проектной стадии, в результате чего дизайн занимает место архитектуры. В самой же архитектуре стремительно нарастает интерес к стилизации, будь то «ретростиль» с использованием готовых блоков художественных форм прошлого или стиль «хай тек» (стиль «высокой техники»), где гипертрофируется образность технических деталей, используемых неожиданным способом, увеличенных в размерах до символов, о чем много говорилось в последние годы в связи с дискуссиями о периоде «постмодерна», в который вступила супермодная архитектура в основном англоязычных стран.

Обращаясь к передовым, наиболее качественным с художественной точки зрения образцам современной архитектуры, мы обнаруживаем, что многие проблемы столкновения дизайна и архитектуры надуманны. Они относятся к разным уровням общечеловеческой (в дизайне) и конкретно-стилевой (в архитектуре) эстетической значимости и неотрывны друг от друга. Достаточно обратиться к опыту бразильского архитектора О. Нимейера по созданию целого города Бразилиа, где техническое и художественнее начала слились между собой; привести в качестве примера малые города в центре Франции, построенные по принципу возрождения исконных архитектонических традиций; проанализировать практику решения городской среды в Болгарии, где прошлое и современное связываются между собой как архитектурными, так и дизайнерскими приемами композиции, выявления глубинной художественной ценности простых, народных форм.

Сознательное соединение дизайна и архитектуры характерно для ряда перспективных проектов в нашей стране, в частности, комплексного решения одного из новейших районов в Тбилиси — жилого квартала Дигоми, в котором будет преодолено- однообразие современной индустриальной застройки с помощью активных дизайнерских средств. Оли направлены на максимальное освоение открытых пространств, повышение плотности уличной сети, использование традиционных элементов городской структуры (улица, квартал, площадь, двор) е учетом специфической атмосферы, свойственной Тбилиси, — общения вне дома, трансформации пространства двора, улицы во время празднеств. Дизайнерская концепция предполагает и рассредоточение системы обслуживания по всей территории района (небольшие магазины на перекрестках, внутриквартальные кафе, маленькие ремонтные мастерские, в которых люди знают друг друга и получение- каких-либо услуг или покупка превращаются в систему человеческих отношений).

Дизайнеры могут способствовать и увеличению вариантов строительных решений, предлагая малые архитектурные формы уличной мебели, киосков, номенклатуру цветофактурных решений отделки панелей домов, что в конечном счете сказывается на художественном образе всего района. Совокупность взаимосвязей в работе архитекторов и дизайнеров именуется сегодня обобщенно «городским дизайном», а то, что относится к проработке предметной среды в интерьерах зданий, называют «интерьер-дизайном».

Несколько по-иному дизайн связан с декоративно-прикладным искусством и художественной промышленностью. Мы привыкли к тому, что на больших выставках современного искусства (например, на всесоюзных выставках в московском Манеже), декоративно-прикладное искусство занимает всегда большое место в центре зала, представляя собой «оазис» ярких форм, неожиданных образов, не сливающихся с поисками в изобразительном искусстве. Такая практика восходит к выставкам 00-х годов, когда в изобразительном искусстве господствовал, подчеркнуто монохромный, как его называли тогда, «суровый» стиль. Декоративность предметных форм в центре экспозиции указывала на то, что серьезное, осмысляющее жизнь искусство не обязательно должно быть только радостным, гедонистическим, за ним оставлялось право на условность образа. Произведения дизайнеров с их сугубо деловыми, функциональными формами и даже аскетичностью, характерной для периода движения «искусство — в жизнь» начала 60-х годов, вырывались из этой дихотомии и если встречались на художественных выставках, то в качестве дополнения, как еще одна разновидность работы художников.