Печи на Руси

Широко распространена и разновидность варочной печи — плита, устанавливаемая на кухне (помимо нее, предполагается и отопительная печь). Кухонная плита — с духовкой, с котлом для нагревания воды — предназначается только для варки пищи. В современных домах, особенно там, где топливом служит каменный уголь или брикеты, такая плита соединяется с котлом водяного отопления дома.

Отопительные печи имеют богатую историю и в конструктивном, и в архитектурно-художественном плане. Расскажем немного о ней.

Мы и теперь можем любоваться прекрасными изразцовыми печами в теремах, палатах и монастырях XVI в. Топки таких печей располагались обычно вне парадной комнаты — в соседних маленьких подсобных помещениях или на нижнем этаже, а в парадные комнаты выходило «зеркало» печи, нагреваемое дымоходами. Часто печи располагались в массивах толстых несущих стен, выступая в парадное помещение невысокой раскреповкой, облицованной рельефными изразцами чаще всего темно-зеленого цвета. Очень хороши печи с выступающими обогреваемыми лежанками или скамьями, также облицованными изразцами.

Большие по площади трапезные XVI—XVII вв. трудно было обогреть печами, в них устраивали воздушное отопление. В толще стен предусматривали каналы, по которым проходил горячий воздух от кухонных печей, расположенных под трапезными. Впоследствии такое отопление использовалось в больших дворцовых залах. Печи располагались на Нижнем нежилом этаже, откуда горячий воздух поступал по гончарным трубам в декоративные изразцовые печи. Именно так устроено отопление Грановитой палаты и Теремного дворца Московского Кремля. Стены каменных жилых помещений для знатных людей чаще всего белились, а печи, покрытые цветными изразцами, составляли главное украшение «хором». В спальнях часто сооружалась изразцовая печь-лежанка.

При Петре I в архитектурной характеристике печей, в соответствии с преобразованием всей архитектуры на западный лад, отчетливо проступает ориентация на Голландию. Изразцовая облицовка, прежде темно-зеленого и темно-красного цвета, стала бело-синей. Изразцы на голландский манер начали изготавливать и в России. В это время в России появляются и камины, также пришедшие с Запада. В некоторых случаях они соединялись с печью в одно сооружение. Обогрев помещения печью сочетается со светским уютом камина, который в холодном климате России никак не мог служить единственным отопительным прибором. Однако камины сразу стали украшением помещений, местом отдыха и светских бесед именитых персон. Камины устраивались и в царских опочивальнях. Таким образом, со времен Петра I сосуществуют печи и камины. Но не нужно забывать, что если в Меньшиковском дворце в Лефортове на западный манер дополнительно к печам сооружаются и камины, то в слободах со сплошной деревянной застройкой по-прежнему топятся печи «по-черному».

Главным художественным элементом интерьера становится камин, но здания по-прежнему обогреваются печами. Иногда печи приобретают многоярусную структуру, ставятся на точеные ножки (например, в Ораниенбауме), а во дворце Меньшикова в Петербурге совсем по-современному облицовываются бело-синими изразцами (каждый из них представляет собой картину со своим сюжетом), которые переходят с печи на стену возле кухонного рабочего стола.