История каминов в России

В России камины появились в петровские времена, в начале XVIII века. Их сооружают во дворцах архитекторы, выписанные из Франции, Италии и Англии. Они привнесли в русские дворцы черты архитектуры своей родины. Но под влиянием русской земли, ее народа и обычаев созданные ими дворцы приобрели неповторимый русский характер.

Необыкновенно красива печь, выполненная «под камин» в купольном зале приемов во дворце Петра I «Монплезир» (1719— 1722 гг.). Все стены зала облицованы темными деревянными панелями, в филенки которых вставлены пейзажи голландских художников. Печь-камин также облицована деревянными панелями, и над топкой вставлена большая картина. «Камин» завершается лепными карнизами и сводом. Весь интерьер еще близок по архитектуре Голландии.

В этом же дворце к прекрасным образцам интерьеров петровского времени относится китайский кабинет, выполненный в технике лаковой живописи. В той же технике решен и камин. Чрезвычайно изысканно прорисованы детали камина, на его плоскости раскрепованы пилястры. Тонко прорисована «топка» с медальоном над ней, в которой вставлено зеркало. В «топке» стоят вазы.

В зале портретов во дворце Петра I в Петергофе (Ж. Леблон 1716—1724 гг.) камин прекрасно вписан в графическую сетку филенок, заполненных женскими портретами. Топка имеет очертание арки, обрамленной волютами *. Плоскость над топкой обрамлена тонкими филенками со светильниками. Каминную полку украшают сложные по форме часы. Подиум топки приподнят на две ступени над уровнем пола и огорожен решеткой. Очень красива позолоченная каминная атрибутика.

Приведенные примеры каминов петровского времени очень изысканны и в то же время настолько просты, что примененные в них архитектурные приемы могут быть использованы и сегодня.

В большом Екатерининском дворце в г. Пушкине (Н. Микетти, конец XVIII в.) уже ощущается своеобразие русского барокко. Как красиво вписаны барочные формы камина в архитектуру стены! Очень интересен сложный картуш *, оторванный от обрамления топки, но акцентирующий ее.

Но особенно хороши камины Ч. Камерона, сооруженные во времена Екатерины II в Царскосельском дворце (1782—1785 гг.). Камин в столовой тонко вписан в невысокий рельеф стены (рис. 9). Его обрамление очень просто. «Зеркало» камина акцентировано барельефом с кариатидами. Интересно, что они разные по движению (как различны по форме и барельефные вазы, стоящие справа и слева от камина) — этим подчеркнуто, что камин не является центром стены, а как бы показывает направление движения. Большое внимание уделено ограждающей кованой решетке и заградительному экрану, каминным часам и подсвечникам. По-видимому, камин служил для бесед небольшого круга людей. В спальных же покоях дворца камин расположен между двух дверей. Над ним — зеркало, являющееся как бы частью камина (обычно зеркало обрамлялось тонким штукатурным рельефом). Этот камин совсем небольшого размера — возле него можно сидеть, отдыхая и размышляя в уединении. Камины Ч. Камерона отличаются человечной масштабностью, заменившей безудержную пышность елизаветинских интерьеров. Они в меру орнаментированы, спокойно красивы, комфортабельны и уютны, почти современны. Камины соответствуют изысканной простоте помещений — их членения увязаны с зеркалами и филенчатыми дверями; камины стали как бы элементами убранства интерьеров.

В конце XVIII — начале XIX века камины редко сооружаются во дворцах и усадьбах, уступив место круглым скульптурным печам, несколько отстоящим от стены. Однако в таких замечательных подмосковных усадьбах, как Кусково, Останкино, Архангельское, в которых соединились черты раннего и высокого классицизма, мы встречаем камины, отличающиеся сдержанностью и благородством форм. Очень красив камин в повседневной опочивальне дворца в Кусково (крепостной архитектор А. Миронов, конец XVIII века). Сильно выступающий из плоскости стены и расположенный по ее оси, он увенчан богатым и оригинальным по лепке карнизом. Над жерлом топки — большое зеркало с медальоном над ним. Топка и зеркало обрамлены тонким изящным рельефом из накладной бронзы.

*  Волюта — орнамент в виде завитка или спирали, например на ионической капители.

*  Картуш — орнамент в виде развернутого свитка с полем посередине для вензелей и рисунков.