История каминов в России

На рубеже XIX и XX веков, в эпоху становления стиля «модерн», формы каминов отвечают сложным, криволинейным очертаниям оконных и дверных проемов (рис. 10, а). В этом смысле характерен камин, созданный по проекту архитектора Ф. Шехтеля в особняке Рябушинского в Москве: проем топки прорисован в виде неправильной кривой линии, как бы прочерченной от руки. Справа и слева от топки — кариатиды, но не напряженные под тяжестью груза, а расслабленные, еле касающиеся пальцами каминной топки. Колпак над камином покрыт рельефом с характерным для модерна растительным орнаментом. Справа и слева от камина, образуя с ним каре, стоят длинные диваны, располагающие к беседе.

Для каминов стиля «модерн» характерно и широкое использование цветовых вкраплений. В облицовке каминов мы вновь встречаем изразцы, цветную майолику и глазурованную плитку с растительным орнаментом или изображением дев с распущенными волосами. В России наряду с европейским модерном процветает и стиль «рюсс» — соединение мотивов модерна с древнерусскими (что, как правило, ассоциируется с дурным вкусом). В это время уже ощутимо выявляются приемы интимной организации пространства около камина — организации зоны отдыха, как принято говорить  теперь. Именно так размещен и другой камин в особняке Рябушинского — в холле возле внутренней открытой лестницы, ведущей на второй этаж.

Интересен принцип организации околокаминного пространства и в охотничьем домике в Германии (начала XX в.). Этот камин размещен в прямоугольном алькове, все стены топки, а также арочный абрис ее жерла в стиле «модерн» декорированы металлическими листами, соединенными заклепками. Задняя стенка топки имеет простую грубоватую чеканку. По бокам камина (в алькове) стоят кожаные диваны, между ними перед камином — металлический столик.

Архитектурное решение каминов начала XX в. состоит, как правило, только в обрамлении топки, уже довольно скромном. Нарядность камина достигается с помощью убранства интерьера: на каминной полке ставятся подсвечники, каминные часы, вазы, небольшие бронзовые или фарфоровые статуэтки. Над топкой вешается картина, зеркало, оленьи рога, оружие. Они и создают художественно-декоративный акцент. Иногда плоскость над топкой расписывается — изображается пейзаж с подчеркнутой перспективой, «разрушающий плоскость», как бы вводящий природу в интерьер.

Мы так подробно остановились на некоторых композиционных приемах решения каминов далеких и не очень далеких времен, потому что эти приемы, правда, видоизменяясь, продолжаются в формообразовании современных каминов. В XX веке, особенно в его середине, камин вновь становится излюбленным элементом интерьера жилых домов, причем не только богатых апартаментов, но и небольших загородных домиков. Это пришло с техническим прогрессом и урбанизацией жизни, все более удаляющими человека от живой природы. Однако электрический камин, несмотря на точную имитацию пламени, только подчеркнул его мертвенность. Как и пластмассовые цветы и деревья, удивляя в первый момент, он оставляет человека равнодушным. Тепло и романтика камина не создаются искусственными отопительными средствами.

Если сравнить камины XX века с каминами прошлого, то можно выявить две основные тенденции их развития. Первая — устройство каминов в индивидуальных жилых домах, на дачах, а теперь и в садовых домиках. Эти камины отличаются простотой архитектуры, отсутствием богатых  скульптурных  украшений, но вместе с тем большим разнообразием пластических форм и конструктивных устройств. В наше время первостепенное значение придается не декорированию каминов, а расположению их в интерьере, организации с его помощью уютного, комфортабельного внутреннего пространства. Камин становится средством функционального зонирования жилых комнат, а в небольшом доме — и всей его планировки. Как правило, место камина — в общей жилой комнате. Вторая тенденция — применение камина в общественных зданиях, где у огня собирается большое количество людей. Поэтому в санаториях, домах отдыха и др. целесообразны центрические камины (подвесные или пристенные, но с сильно выступающей топкой) или даже встроенные в остекленные поверхности стен. Эти камины часто имеют две топки изнутри помещения и снаружи (если камин выходит на террасу). Возле камина предусматриваются места для сиденья (стационарная мебель), расположенные над или на уровне пола перед топкой. В общественных зданиях камины бывают большими, сложными по форме и разнообразными по оформлению. В них используются эффектные материалы, художественная чеканка, различные виды росписи, скульптурные элементы. При создании таких каминов может пригодиться богатый опыт прошлого, кратко рассмотренный выше.