Оперативно-производственное планирование строительного производства
Главным условием планомерного развития народного хозяйства и основным методом хозяйственного руководства является планирование.
В. И. Ленин научно обосновал и разработал основы социалистического хозяйствования. Он поставил задачу превратить весь государственный экономический механизм «в единую крупную машину, в хозяйственный организм, работающий так, чтобы сотни миллионов людей руководились одним планом...»
В нашей стране действует единая непрерывная система народнохозяйственных планов, которая включает перспективные планы социально-экономического развития народного хозяйства СССР на пять лет и более длительный период, текущие годовые планы, а также оперативные планы.
Система непрерывного планирования создает возможность обеспечить непрерывный рост и совершенствование общественного производства, пропорционально развивать все отрасли народного хозяйства, широко внедрять в производство достижения научно-технического прогресса, рационально использовать ресурсы, неуклонно повышать уровень производительности труда.
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 августа 1986 г. «О мерах по совершенствованию хозяйственного механизма в строительстве» указано на необходимость повысить роль пятилетних и годовых планов, всей системы экономических рычагов и стимулов в целях обеспечения своевременного ввода в действие производственных мощностей, объектов и сооружений, жилых домов и объектов социального назначения.
Строительно-монтажные организации формируют годовые планы на основе заданий и экономических нормативов, предусмотренных в пятилетнем плане, норм продолжительности строительства и договоров подряда с заказчиками, а также с учетом равномерной загрузки мощностей строительных организаций.
В годовых планах строительно-монтажных организаций устанавливают следующие показатели и экономические нормативы:
ввод в действие производственных мощностей, объектов и сооружений, жилых домов и объектов социального назначения;
объемы подрядных работ, подлежащих выполнению в соответствии с договорами подряда на пусковых объектах планируемого года, а также по технологическим этапам и комплексам работ на объектах, намечаемых к вводу в действие в последующие годы;
прибыль;
рост производительности труда;
лимиты централизованных капитальных вложений и строительно-монтажных работ по собственному капитальному строительству;
объем поставок материалов, машин, механизмов и других материально-технических ресурсов.
Несвоевременное доведение годовых планов подрядных работ до строительных управлений лишает их возможности составлять в установленные сроки годовые производственно-экономические планы (стройфинпланы), распределить между участками трудовые и материальные ресурсы, представлять в установленные сроки заявки на материалы, строительные машины и механизмы, заказы на изготовление конструкций, сантехнических, вентиляционных, электромонтажных заготовок, нестандартизированного оборудования.
На основании годовых планов разрабатывают месячные оперативные планы.
Оперативно-производственное планирование — это процесс доведения до непосредственных исполнителей (строительных управлений, участков старших производителей работ, производителей работ, мастеров и бригад) утвержденных годовых планов исходя из конкретных условий их реализации во времени, а также состояния строительства объектов на начало планируемого периода. Целью оперативно-производственного планирования является обеспечение выполнения заданий государственного годового плана при рациональном использовании ресурсов строительных организаций. Оперативно-производственное планирование осуществляется на уровне трестов и первичных строительно-монтажных организаций (СУ, СМУ, МУ, ПМК).