§ 72. Монтаж рулевого устройства

Рулевое устройство состоит из нескольких сложных узлов (см. § 36), монтаж которых требует особой тщательности и ведется в определенной последовательности. Рассмотрим монтаж только основных узлов рулевого устройства, выполняемый слесарями-монтажниками.

Монтаж рулей. Способы монтажа рулей зависят от их конструкции и расположения на судне. Обычно к монтажу руля приступают сразу по окончании монтажа гребного вала или одновременно с ним, так как кормовая часть корпуса судна к этому времени бывает полностью готова.

Монтаж обыкновенного или навесного руля (см. рис. 12) начинают с центровки и расточки петель ахтерштевня. Центровку (рис. 179) выполняют при помощи стальной струны, натянутой по центрам отверстий в пятке 3 ахтерштевня и сальника 1 нижнего подшипника баллера руля. Расстояния от струны до внутренних
стенок петли 2 замеряют в двух взаимно перпендикулярных направлениях (нос — корма, левый борт — правый борт) и в двух местах по высоте каждой петли, чтобы определить не только смещение, но и наклон ее оси по отношению к оси вращения руля. Если смещение осей не превышает 3 мм, то его устраняют установкой в отверстиях петель эксцентричных бронзовых втулок. При смещении более 3 мм внутреннюю, а иногда и наружную поверхности петель наплавляют электросваркой, а затем растачивают.

Расточку осуществляют с помощью переносного расточного станка с длинной вертикальной борштангой, имеющей резцовые головки, расположенные на определенных расстояниях l1, l2 ... l4 (см. рис. 179), и нижний подшипник в отверстии пятки ахтерштевня. Контроль за качеством расточки производят по контрольным окружностям, нанесенным от струны на торцах петель.


Рис. 179. Схема центровки петель ахтерштевня.

Когда ахтерштевень устанавливают на стапеле с окончательно расточенными в цехе отверстиями (для судов малого водоизмещения), положение оси вращения руля проверяют с помощью отвеса, помещенного точно по центру наварыша под сальник нижнего подшипника баллера руля. В этом случае нить отвеса должна пройти через центры отверстий в петлях, а грузик отвеса острием должен попасть в центр деревянной пробки, забитой в отверстие пятки ахтерштевня. Смещение осей отверстий устраняют установкой эксцентричных втулок, как и в первом случае.

При постройке судна на наклонном стапеле смещения осей отверстий в петлях ахтерштевня проверяют по струне, натянутой между центрами отверстий в наварыше под сальник и в пятке ахтерштевня, и по отвесу, опущенному из центра наварыша. Угол между отвесом и струной должен точно соответствовать уклону стапеля.

После центровки в отверстия петель 4 ахтерштевня (рис. 180, а) запрессовывают и стопорят бронзовые втулки 3, облицованные бакаутом, а в отверстия пятки ахтерштевня — закаленную стальную чечевицу. В отверстия петель 1 пера руля запрессовывают конусной частью и закрепляют стопорными гайками стальные штыри 2, имеющие на цилиндрической части бронзовую рубашку. Баллер руля заводят через гельмпортовую трубу в отверстие сальника, установленного на наварыше, и закрепляют его. Перо руля с помощью крана подводят под корму судна, захватывают талями и приподнимают так, чтобы штыри пера руля расположились против отверстий во втулках ахтерштевня, а затем опускают его до упора нижнего штыря в закаленную чечевицу пятки ахтерштевня. Проверив легкость вращения пера руля, опускают баллер, совмещают и развертывают отверстия во фланцах баллера и пера руля, затягивают калиброванные болты гайками и шплинтуют. После сдачи ОТК монтажа руля в сальниковую коробку укладывают просаленную пеньковую набивку, консервируют крепежные детали, устанавливают нижний и верхний подшипники баллера, а также крепят на нем основной и аварийный румпели.


Рис. 180. Крепление штырей: а — в петле ахтерштевня; б — в нижней опоре пера руля.

Монтаж балансирного руля (см. рис. 106,6, в, г) характерен тем, что его качество обеспечивается соосностью корпуса сальника и верхней втулки, а также перпендикулярностью плоскости для установки упорного шарикового подшипника оси баллера руля. Для выполнения этих условий растачивают отверстия и обрабатывают указанную плоскость с помощью расточного устройства. Баллер, собранный с пером руля, заводят талями с кормы судна вначале в корпус сальника, расположенный на особой литой опоре, называемой стулом. При этом в корпус сальника предварительно устанавливают нажимную втулку. Затем баллер заводят в верхнюю подшипниковую втулку и закрепляют его верхний конец на упорном шариковом подшипнике стопорной гайкой.

Полубалансирный руль (см. рис. 106,5) монтируют аналогично балансирному с той лишь разницей, что после расточки пятки ахтерштевня и наварыша во втулку сальника и нижнюю втулку вначале заводят баллер. На шейку баллера насаживают румпель, а в канавку его верхней части устанавливают полукольца и соединяют их крепежными глухими болтами с румпелем. Вращением румпеля с борта на борт определяют толщину башмаков, которыми румпель опирается на опорную поверхность корпуса сальника. Башмаки изготовляют в цехе, подгоняют по румпелю и, поворачивая его на 90°, пришабривают по башмакам опорную поверхность корпуса сальника. После этого закрепляют румпель всеми штатными болтами, приподнимают баллер в сборе с румпелем так, чтобы иметь возможность удалить монтажную шайбу с торцевой поверхности пятки ахтерштевня и краном завести на свое место перо руля. Баллер опускают в конусное отверстие пера руля, а на его нижний конец, вышедший из отверстия пятки ахтерштевня, навертывают гайку, проверяют зазор между торцем пятки и опорной поверхностью пера руля, устанавливают на гайку предохранительный колпак и крышки на вырезы пера руля в районе расположения гайки. Для полубалансирных рулей крупнотоннажных судов нижнюю опору конструируют так, чтобы вес руля 1 (рис. 180,6) передавался через вкладыш 3 из каленой стали на торцевую поверхность штыря 2, запрессованного в отверстие пятки 4 ахтерштевня.

После монтажа руля независимо от его конструкции производят градуировку углов поворота через каждые 5° по отношению к диаметральной плоскости. Для этого перо руля устанавливают по рискам в диаметральной плоскости, а ниже его укрепляют лист фанеры, на котором нанесена полуокружность с делениями через каждые 5° радиусом, равным ширине пера руля. Устанавливая перо руля последовательно на каждое деление и принимая за нулевое положение риску, соответствующую диаметральной плоскости, отмечают через каждые 5° положение румпеля на планке, находящейся в румпельном отделении. Таким же способом производят градуировку указателя поворота руля, расположенного в штурвальной рубке.