§ 3. Понятие о корпусе судна, его сечениях и главных размерениях

Судно состоит из двух главных конструктивных элементов: корпуса, являющегося основой судна, наиболее сложной в инженерном исполнении, и надстроек, расположенных на палубе корпуса и предназначенных для увеличения вместимости судна. Кроме надстроек на палубе корпуса располагаются рубки, мачты, палубные механизмы судовых устройств и другие сооружения.

Корпус судна. Корпус судна (рис. 1) состоит из жесткого каркаса, образованного продольным и поперечным набором (связями) различного профиля, водонепроницаемых переборок, палубного настила, бортовых и днищевых обшивок. Корпусу придают удобообтекаемую форму с целью уменьшения сопротивления воды и воздуха движению судна.


Рис. 1. Устройство корпуса судна и расположение основных помещений.

Днище корпуса 6 с днищевой обшивкой прикрывает корпус снизу и, плавно закругляясь на скулах 31, переходит в борта 30 с бортовой обшивкой. Борта, плавно сходясь к оконечностям судна (к носу и корме), образуют боковые прикрытия корпуса и создают ему необходимую обтекаемость.

Сверху корпус огражден нижней 24 и верхней 26 палубами с палубным настилом. Число палуб и водонепроницаемых переборок зависит от назначения и размеров судна. При наличии трех палуб их называют верхней, средней и нижней, а при числе палуб больше трех счет ведут сверху вниз и обозначают: первая, вторая и т. д. Верхняя (открытая) палуба имеет обычно двоякую кривизну: поперек судна — погибь, по длине судна — седловатость. Кривизна палубы обеспечивает быстрый сток попавшей на нее воды, что улучшает мореходные качества судна.

Основные функции по обеспечению прочности и живучести судна выполняет палуба, представляющая собой верхний пояс судна, — главная палуба. Она прочно связывает борта, продольные и поперечные переборки судна в единую прочностную конструкцию.

Палуба, идущая не по всей длине судна, а лишь на небольшом протяжении и используемая для размещения на ней грузов, носит название платформы 2. Пространство между палубами называется межпалубным пространством 25, или твиндеком, и используется для размещения грузов, а также для жилых и служебных помещений. Высота между палубами колеблется от 2,25 до 2,75 м.

Борта судна доходят до верхней палубы, а в некоторых случаях возвышаются над ней, образуя так называемый фальшборт. Плавно сходящаяся к оконечностям судна бортовая обшивка крепится к массивным балкам, имеющим своеобразную форму и называемым штевнями: носовой 1— форштевень, кормовой 20— ахтерштевень. Штевни выполняют сварными или в виде отливок и поковок.

Между ветвями ахтерштевня расположены гребной винт 21 и руль 22. Наклонная часть корпуса судна, нависающая над ахтерштевнем, называется кормовым подзором 23, в котором размещены румпельное отделение с рулевой машиной и другие судовые помещения, в связи с чем увеличивается свободная площадь верхней палубы. В нижней части корпуса у крупных морских судов на расстоянии 0,7—1,2 м от днища предусмотрено второе дно 7, которое предохраняет судно от попадания воды при повреждении днищевой обшивки. Пространство между вторым дном и днищем называется междудонным пространством 11, или двойным дном. Это пространство разделено на водонепроницаемые отсеки, которые используют для хранения пресной воды и жидкого топлива, а также для приема водяного балласта.

От днища (или второго дна) идут вертикально вверх водонепроницаемые переборки 13, которые доходят до одной из палуб, разделяя пространство внутри корпуса судна на ряд отсеков и отделений. Конструкция переборок и их расположение определяются требованиями непотопляемости судна. Кроме того, переборки увеличивают поперечную жесткость и прочность судна. Первая от форштевня переборка 4 называется таранной, или форпиковой: она предохраняет судно от затопления при повреждении носовой оконечности. Отсек между форштевнем и таранной переборкой называется форпиком 3.

Первая переборка от ахтерштевня называется ахтерпиковой 17, а кормовой отсек между ахтерштевнем и ахтерпиковой переборкой — ахтерпиком 19. Часто форпик и ахтерпик используют для приема забортной воды с целью изменения дифферента, т. е. разницы в углублении носа и кормы судна. В корму от форпиковой переборки располагается цепной ящик 5, который служит для укладки якорной цепи, и шахта 29— для подачи грузов в носовой трюм 8. Далее размещаются кормовой трюм 14, машинно-котельное отделение 12 и бункер для топлива 10. В случае использования для работы котлов жидкого топлива бункер 10 называется топливной цистерной. Чтобы изолировать топливную цистерну от грузового трюма, между ними устраивают узкий свободный отсек — коффердам 9. Аналогичные отсеки выполняют также в междудонном пространстве для разделения отсеков с жидким топливом и отсеков с пресной или забортной водой.

При расположении машинно-котельного отделения 12 в средней части судна валопровод имеет значительную длину, поэтому для вывода его из машинного отделения в кормовую часть устраивают специальный водонепроницаемый тоннель, называемый коридором гребного вала 15. Он идет от кормовой переборки машинного отделения до ахтерпиковой и имеет в кормовой части расширение — рецесс 16, соединенный с шахтой 18, выходящей на палубу. Рецесс и шахта служат запасным выходом в случае аварии в машинном отделении. Кроме шахты рецесса на судне имеются другие шахты, служащие для прохода пассажиров и команды судна, подачи грузов, подвода воздуха к вентиляторам и т. п. Они представляют собой водонепроницаемые конструкции, проходящие через несколько палуб и платформ.

Надстройками судна называют сооружения, расположенные выше верхней палубы и простирающиеся от борта до борта. Продольные стенки надстроек являются как бы продолжением бортовой обшивки судна. При наличии на судне трех надстроек их называют: носовую — баком, среднюю — средней надстройкой и кормовую— ютом.

Сооружения, продольные стенки которых располагаются на некотором расстоянии от бортов судна, носят название рубок. В большинстве случаев рубки 27 находятся на верхних перекрытиях надстроек, называемых палубами надстроек и именуемых по их назначению: шлюпочная, или прогулочная, палуба, палуба юта, мостика и т. д. Верхние перекрытия рубок называются крышами рубок. Легкие переборки внутри надстроек и твиндека называются выгородками 28 и служат для ограничения небольших помещений на судне.