Дефектация корпусных конструкций

Для выполнения качественного ремонта корпуса судна очень важен первоначальный технический документ — акт дефектации, а также конструкторская и технологическая документация, составляемая на основании дефектации корпуса.

Дефектация корпуса представляет освидетельствование его конструктивных элементов для выявления степени износа, дефектов в виде: повреждений или разрушений конструкций, установления необходимости, а также объема и методов ремонта.

После постановки судна на акваторию завода производят его дефектацию, уточняют характер и объем ремонтных работ. В результате дефектации заводом намечаются пути и методы устранения выявленных дефектов; определяется окончательный объем и расчетный срок ремонта.

При этом используются результаты освидетельствований судов, произведенных инспекцией Регистра (очередных, внеочередных и специальных) и их владельцами в (процессе эксплуатации.

При осмотре корпуса судна обращают особое внимание на состояние сварных, а на судах старой постройки — заклепочных швов, подверженных значительной коррозии. Наружным осмотром не всегда удается определить состояние конструкций корпуса и его пригодность для дальнейшей работы. Поэтому отдельные отсеки корпуса судна подвергают гидравлическим испытаниям, а также проверке при помощи дефектоскопии.

Для проведения дефектации подводной части корпуса судно ставят в док, на слип или на другое судоподъемное сооружение. В результате дефектации корпуса определяют, какие конструкции и связи повреждены, район их расположения по длине, высоте и ширине корпуса, а также характер, размер деформации и степень коррозионного износа. Осмотр корпуса судна производят в определенной последовательности во избежание пропуска отдельных конструкций.

Наружную обшивку обычно осматривают, начиная от носа к корме по длине и от киля по высоте; внутренний (бортовой и днищевой) набор — отдельно по помещениям и танкам; палубу, стальной настил двойного дна — с носа в корму и т. д.

При осмотре конструкций для выяснения их состояния и пригодности к дальнейшей работе пользуются различными приспособлениями и измерительными приборами.

При отсутствии ультразвуковых или ү-толщиномеров на судоремонтных предприятиях производят контрольные сверления металлических листов для определения оставшейся толщины металла. Для установления толщины листа по контрольному сверлению применяют (рис. 123) проволоку (а) или раздвижной толщиномер (б), которые вводят в просверленное отверстие диаметром 6—8 мм. У корпуса судна замерами определяют износ его элементов, повреждения и дефекты — величину стрелки прогиба, размеры вмятин, гофр и бухтин, а также — протяженность трещин и размеры пробоин.

Износ элементов корпуса не бывает равномерным. Для полной характеристики износа, кроме определения местных величин износов, устанавливают средние действительные толщины элементов (связей) корпуса. Для этого толщину изношенного листа измеряют в трех местах. Если окажется, что разность между толщинами листа в точках замера равна или превышает 1,5 мм, а средняя величина износа близка к 20% от строительной толщины, то количество мест замеров увеличивают до семи.


Рис. 123. Приборы для замера толщины листа и профиля:
а — в месте контрольного сверления с применением проволоки, б — в месте контрольного сверления с применением раздвижного толщиномера, в — скоба для замера толщины профиля

Рис. 124. Прибор для замера толщины язв на металле

Наружную обшивку подводной части корпуса судна, а в отдельных случаях настил верхней палубы и бортовую обшивку корпуса судна покрывают коррозионные язвы разнообразной формы и глубины. В таких случаях для установления степени износа определяют средние толщины изношенных листов.

Замеры глубины язв выполняют прибором (рис. 124). При язвенных разрушениях листового металла устанавливают среднюю глубину язв и степень распространения. Среднюю глубину язв определяют как среднее арифметическое результатов измерения глубин не менее 6—10 язв. Для измерения выбирают наиболее развитые, средние и наименее развитые язвы. Площадь распространения язв определяют визуально по всей площади листа.

Износ конструкций может быть определен применением сравнительного метода освидетельствования, заключающегося в том, что износ одних элементов конструкций устанавливается по состоянию износа других для той же конструкции. Так об износе наружной обшивки с внутренней стороны можно судить по состоянию шпангоутов, а зная состояние обшивки корпуса с наружной стороны, можно достаточно точно определить и общин износ.

Деформации элементов набора определяют при помощи специального прогибомера, стальной линейки и скобы (рис. 123, б) для измерения толщин элементов профиля. При определении степени износа стенок набора с помощью измерительной скобы производят от трех до семи замеров (в зависимости от характера поверхности) и находят среднюю толщину.

При определении износа судового набора измеряют толщины стенок и свободных поясков:
днищевого набора в каждом промежутке между стрингерами, а при отсутствии стрингеров — в трех-четырех точках на полуширине корпуса и на каждом третьем флоре по длине судна, при этом особое внимание обращают на набор в районе машинно-котельных отделений, а также в балластных отсеках в местах прохода трубопровода подогрева;
подпалубного набора по ширине корпуса в трех-четырех точках — для сухогрузных судов а четырех — шести точках — для наливных судов, а также в четырех-пяти точках по длине трюма;
шпангоутов в трех-четырех точках по высоте каждого борта.

В процессе освидетельствования и дефектации корпуса выявляют вмятины, гофрировки, трещины и разрывы по сварным швам и целому металлу.

Результаты освидетельствования и дефектации оформляют актом (дефектной ведомостью), к которому прилагают чертежи растяжки наружной обшивки, палубного настила, переборок, а также схемы набора и таблицы износов.

При описании дефектов (износов, повреждений или разрушений) корпуса судна должно быть четко и правильно установлено местоположение дефекта на чертежах и текстовых (актах) документах. Одним из главных исходных документов дефектации является чертеж растяжки наружной обшивки корпуса.

На этом чертеже пояса наружной обшивки отмечают путем указания номера пояса или наименования места согласно построению чертежа растяжки (ширстрек, скуловой пояс, шпунтовой пояс, горизонтальный киль).

Положение поясов наружной обшивки обозначают по следующему принципу: для поясов бортовой обшивки — их номера, считая от ширстрека; для поясов днищевой обшивки номера от горизонтального киля. При наличии брускового киля отсчет поясов может производиться как от киля, так и от шпунтового пояса. Положение поясов днищевой и бортовой обшивки может быть обозначено буквами, как это изображено на рис. 125.


Рис. 125. Буквенные обозначения поясов наружной обшивки

Шпангоуты нумеруют от носа к корме. При продольной системе набора днища и бортов применяют сквозную нумерацию продольных ребер от диаметральной плоскости к бортам и далее вверх до палубы.

Одновременно на чертеже растяжки наружной обшивки указывают, по какому борту находится дефектная конструкция.

При описании дефектов палубных конструкций на чертежах этих конструкций отсчет поясов палубного настила производят от борта, ближайшего к установленному дефекту, по направлению к диаметральной плоскости. Положение листов палубного настила указывают также по отношению какой-либо определенной конструкции на палубе, например, от комингса люка или переборки надстройки и др.

Положение элементов комингсов люка, съемных бимсов, люковых крышек и других аналогичных конструкций указывают по направлению от носа к корме, а поясов настила второго дна — в цифровом обозначении от диаметральной плоскости к бортам.

Конструкции переборок (поперечных и продольных) обозначают в следующем порядке: стойки переборок нумеруют по направлению от бортов к диаметральной плоскости; листы переборок — в таком же порядке и, кроме того, от днища к палубе стойки и листы продольных переборок нумеруют от носа к корме.

Результаты замеров сводят в таблицу и наносят на растяжку наружной обшивки, планы палуб и переборок и на чертежи других конструкций корпуса.

Выявленные в процессе дефектации корпуса судна вмятины, бухтины, гофрировки, трещины и другие дефекты наносят на чертежи наружной обшивки, палубы, набора и других конструкций с указанием размеров и местонахождений. На рис. 126, 127 изображены условные обозначения этих дефектов.

Цифры внутри контура показывают величины максимальной стрелки прогиба. Знак минус перед цифрой означает направление прогиба (вмятина), знак плюс — выпучина.

Своевременное проведение заводской дефектации является важным фактором для начала работ по ремонту корпуса судна, четкого планирования, установления реальных сроков выхода судна из ремонта и повышения эффективности судоремонта. Положением о ремонте обусловлены сжатые сроки проведения заводской дефектации.


Рис. 126. Обозначения на чертеже (эскизе) растяжки наружной обшивки:
в — бухтины, б — гофрировка, в — вмятины

Рис. 127. Обозначение трещин на чертеже эскиза:
1 — продольная переборка, 2 — горизонтальный киль, 3 — полоса, подкрепление переборки