Постройка корпуса судна

Понятие о технологии постройки корпуса судна

Методы постройки и формирования судна. В основу современной организации постройки сварного судна положен принцип рационального разделения корпуса на составляющие элементы, независимого параллельного изготовления этих элементов с последующей сборкой их до наибольшей целесообразной готовности частей корпуса. На последнем этапе сборки все эти части соединяют в общий корпус.

Рассмотрим основные определения, относящиеся к сборке и сварке судовых корпусных деталей.

Деталь (лист, кница, флора, бракета или профиль) — неделимая часть корпусной конструкции, полученная в результате обработки металлопроката.

Узел — технологически законченная часть корпусной конструкции, состоящая из двух или более деталей.

Секция — технологически законченная часть корпуса судна, состоящая из ряда узлов и отдельных деталей и включающая детали насыщения. Секции корпуса могут быть двух видов:
1.       Плоскостные секции — это части днища, борта, палубы, переборки и др., состоящие из плоского (или с небольшой кривизной) полотнища и набора. Плоскостные секции подразделяют на следующие конструктивно-технологические группы:
секции без погиби, состоящие из двух подгрупп: секции с набором одного направления и секции с набором двух направлений;
гофрированные секции, которые отличаются от секций предыдущей группы тем, что имеют гофрированные полотнища; они состоят из двух подгрупп: секции без набора и с набором поперек гофров;
секции с цилиндрической погибью, к которым относят секции палуб, имеющие поперечную погибь;
секции с переменной кривизной. К ним относят секции (бортовые) с изменяющейся по длине кривизной.

2.       Объемные секции — это части корпуса или отдельных конструкций, имеющие криволинейные обводы и образующие закрытые полностью или частично отсеки. Объемные секции подразделяют на следующие конструктивно-технологические группы:
секции с прямолинейными обводами — это днищевые секции с настилом второго дна и плоской обшивкой днища, объемные секции коффердамов и некоторые другие конструкции;
секции с криволинейными обводами—объемные бортовые секции и секции оконечностей;
секции ярусов надстроек — разнообразные объемные секции надстроек и рубок, кожухи дымовых труб и др.;
конструкции типа крупных фундаментов — фундаменты под главные дизели и др.

Блок-секция — часть корпуса судна, отсеченная одной или двумя плоскостями (шпангоутов), параллельными мидель-шпангоуту, либо ряд замкнутых отсеков надстройки. Блок-секция формируется из нескольких плоскостных и объемных секций, узлов и деталей. Нередко блок-секцию называют просто блоком.

Блок судна — блок-секция, насыщенная частично или полностью механизмами, устройствами, элементами систем и трубопроводов, электрооборудованием и др.

Насыщение — детали и узлы судовых устройств, систем, трубопроводов и оборудования, мелкие фундаменты, а также крепления изоляции и отделки помещений, устанавливаемые на корпусные конструкции.

Методы постройки судов определяются технологией, принятой на каждом судостроительном предприятии.

Секционный метод постройки заключается в том, что весь корпус строящегося судна разбивают на отдельные секции: палубы, борта, днища, переборки, платформы, надстройки и др.

Сборку корпуса судна производят в сборочно-сварочном цехе и на стапеле; сборку секций судна в сборочно-сварочном цехе называют предстапельной сборкой, а сборку судна на стапеле — стапельной сборкой. Так как предстапельная сборка всегда предшествует стапельной, то ее нередко называют предварительной сборкой.

Готовые секции, в которых выполняют максимально возможный объем монтажных работ, поступают на склад или непосредственно на стапель. На стапеле производят установку, сборку и сварку секций, формируют корпус в целом и продолжают работы по монтажу механизмов, устройств, систем оборудования, отделке  и окраске помещений.

Блочный метод постройки представляет собой развитие секционного метода, при котором судно разбивают на крупные объемные части — блоки-секции, изготовляемые в сборочно-сварочном цехе из отдельных секций. В блоке-секции выполняют весь монтаж насыщения.

Готовые блоки поступают на стапель, где их соединяют (стыкуют) и сваривают, получая готовый корпус судна с надстройками, собираемыми из отдельных блоков. После этого производят оставшиеся монтажные, изолировочные, отделочные, малярные и другие достроечные работы.

Размеры блоков зависят от производственных условий на предприятии и от того, какой транспорт будет обеспечивать их подачу на стапельное место.

На стапельном месте элементы корпуса формируют тремя способами: пирамидальным, островным и блочным (рис. 90). Эти способы позволяют вести сборку и сварку корпуса широким фронтом, значительно сокращая время постройки судна, уменьшают общие сварочные деформации корпуса.


Рис. 90. Способы формирования корпуса судна: а — пирамидальный, б — островной, в — блочный

Пирамидальный способ состоит в том, что корпус собирают из блок-секций и формируют его, начиная со средней части судна или иногда с кормы. Первоначально установленные секции образуют подобие ступенчатой пирамиды, откуда этот способ и получил название.

Островной способ формирования корпуса заключается в одновременной закладке по длине судна нескольких секций, которые в дальнейшем смыкают забойными секциями. Этот способ сокращает срок постройки судна, благодаря расширению фронта работ.

Блочный способ применяют при формировании корпуса на стапеле из предварительно собранных и сваренных блок-секций или блоков.