Док-кессоны

Док-кессоны в настоящее время широко используют на судоремонтных заводах для ремонта подводной части корпусов судов, особенно при отсутствии доковых средств. Ранее такие кессоны делались деревянными. Практически док-кессон представляет собой металлический (или деревянный) ящик, изготовленный по обводам корпуса судна, которое необходимо ремонтировать. В настоящее время кессоны, как правило, имеют металлическую сварную конструкцию, выполненную из листовой стали толщиной 4—10 мм с набором из полособульбов или угольников. Если кессоны применяют для ремонта подводной части однотипных судов: для осмотра и замены гребных винтов, рулевого управления, насадок к винтам, то обводы этих судов одинаковые и док-кессоны имеют определенные обводы по корме судна; для плотности прилегания по обводу крайней торцевой стенки кессона ставят резиновые прокладки или мягкую прокладку (из войлока, просмоленной пакли, обернутой парусиной, пропитанных суриком). На верхней и нижней частях кессона имеются скобы, за которые его поднимают и подводят к ремонтируемой части корпуса и крепят при помощи тросов (подкильных и верхних).

Деревянные кессоны перед установкой загружают твердым балластом (камнями), чтобы их легче опускать под воду. Металлические кессоны на поперечных переборках имеют воздушные ящики для уменьшения их подводного веса. Установку кессона осуществляют при помощи плавучего крана или стрелы. Концы троса верхней части подают непосредственно на палубу судна, а подкильные концы пропускают под днищем и подают с другого борта. На палубе концы тросов закрепляют за кнехты, шпиль или брашпиль. После этого из кессона откачивают воду (а из деревянного вынимают твердый балласт) и наружным гидростатическим давлением кессон плотно прижимается к корпусу судна, защищая поврежденный участок корпуса от проникновения забортной воды. Верхняя часть кессона выступает над уровнем воды примерно на 1,0—1,2 м, ограждая его от захлестывания воды сверху. Через нее в кессон опускаются рабочие для производства необходимого ремонта. Ширина кессона (от борта судна до стенки кессона) определяется удобством работы в нем и составляет 0,6—0,8 м или до 1,0 м. Чтобы предупредить всплытие и перекос кессона во время удаления воды и производства работ, его крепят к корпусу судна приварными распорками.

На рис. 131 изображен бортовой кессон, который не имеет бортовой стенки со стороны, прилегающей к борту судна. Торцевые стенки кессона точно подгоняют по обводам ремонтируемой части корпуса судна для обеспечения непроницаемости, на торцы укрепляют мягкую прокладку.


Рис. 131. Бортовой кессон:
1 — повреждение, 2 — кессон, 3 — мягкая подушка, 4 — верхние крепления кессона, 5 — подкильные крепления кессона