Изготовление шаблонов и другой оснастки на плазе

Плазовые разбивки теоретических чертежей строящегося судна производят для того, чтобы с помощью их производить разметки контурных криволинейных деталей набора корпуса: шпангоутов, стрингеров, бимсов, листов обшивки и прочее. На плазе изготовляют так называемую плазовую оснастку.

К плазовой оснастке относят: плазовые рейки со снятыми на них размерами расстояний от ДП пазов, стрингеров, голубниц и др. (в последнее время такие рейки применяют ограниченно), малочные доски, контурные и гибочные шаблоны (для гибки и разметки деталей корпуса со всеми исходными размерами), плазовые каркасы (для изготовления по ним листов сложной погиби), макеты (для отработки монтажа оборудования или формы сопряжения различных деталей) и модели (для обработки форм литых деталей корпуса).

Рейки делают из хорошо просушенных сосновых брусков сечениями: 20X20 мм — для продольных растяжек и 5x30 мм — для поперечных растяжек. Последние накладываются друг на друга по кривым (3—4 рейки). Размеры, снятые непосредственно с плаза или развертки, наносят на одну из 4-х сторон рейки; на следующей стороне снимают другие замеры и т. д. Для избежания ошибок при разметке на рейке соседние размеры дают с перекроем, т. е. если дана рейка между 10 и 20 шпангоутами, то следующую рейку дают не от 21 шпангоута, а от 18 до 28-го шпангоута.

Каждая рейка имеет свой номер и название. Если рейка служит для разметки листа вдоль корпуса, то на ней указывают носовую и кормовую части, если же рейка служит для разметки листа по борту, то на ней указывают «низ» и «верх» (рис. 44). На рейке указывают также порядковые номера шпангоутов, переборок или других отправных точек, которые являются основой для разметки. Но разметку по чертежам и плазовым рейкам производят только при индивидуальном и мелкосерийном строительстве (2—3 судна в год) и при судоремонте. На рис. 45 показан перенос контура кривой с помощью строевой линии с плаза. В середине контура детали на плазе, ограниченной кривой линией 1, с которой снимают рейку, проводят произвольную прямую — строевую линию и делят ее на 10—12 частей. Затем на рейку № 1 наносят расстояния от строевой линии в обе стороны до линии очертания (до точек а, 6, с, d, е, f, k, m, n), причем строевую линию на рейке отмечают буквой с. На рейку № 2, уложенную параллельно строевой линии, наносят точки деления строевой 1, 2, 3,4, 5 и т. д. Пользуясь этими двумя рейками, можно перенести любое очертание детали с плаза на размечаемый лист.


Рис. 44. Примеры обозначения на рейках для сварных конструкций:
1 — риска диаметральной плоскости или теоретического шпангоута, 2 — риска обреза, 3 — риска места приварки листа или угольника (расстояние между рисками соответствует толщине металла), 4 — контрольная риска, 5 — линия строжки, 6 — обозначение длины шва при сварке прерывистым швом, 7 — обозначение номера практического шпангоута, 8 — обозначение  стыка или паза

Рис. 45. Перенос контура кривой с помощью строевой линии

Малкой называют угол между корпусными деталями, не равный прямому. Угол, больший 90° (тупой), называют разводной малкой; угол, меньший 90° (острый) —сводной малкой. Под малку соединяют наружную обшивку и настилы палуб со шпангоутами, особенно в оконечностях корпуса судна.

Малку всегда определяют но плазовому корпусу. Для этого с проекции «Корпус» снимают «прогресс», т. е. расстояние между соседними практическими шпангоутами по прямой и строят продольную растяжку в данной шпации. Угол между направлением шпангоута и направлением продольной растяжки является искомой малкой. Малку можно определить прибором — плазовым малочником (рис. 46). На вертикальной рейке малочника откладывают практическую шпацию (Шн), горизонтальную рейку устанавливают по направлению прогресса, а конец рейки гипотенузы устанавливают на расстоянии прогресса n от вертикальной рейки. Угол между рейкой гипотенузы и горизонтальной рейкой будет искомой малкой. Затем снятые малки наносят на малочные доски и передают их в цех. Перенос малок с малочной доски на конструкцию производят угольником с подвижными полками. При любых соединениях частей корпуса стремятся к тому, чтобы малка была разводной.


Рис. 46. Снятие малок:
а — проекция «Корпус», б — построение малки, в — малочник; 1 — вертикальная рейка, 2 —рейка гипотенузы, 3 — горизонтальная рейка, 4 — малочная  доска

Шаблоны, по которым производят растяжку криволинейных деталей, должны быть изготовлены в натуральную величину, поэтому при масштабном исполнении плазового корпуса необходимо увеличивать проекцию «Корпус» до натуральных размеров. Шаблон — плоский образец, по которому изготовляют детали или проверяют правильность формы готового изделия. При постройке судна шаблоны используют для разметки деталей корпуса, проверки формы согнутых листовых и профильных деталей, а также для контуровки плоских секций и выполнения многих проверочных работ.

Шаблоны изготовляют из досок толщиной 10—15 мм и фанеры толщиной 3—5 мм. Крупногабаритные контурные и гибочные шаблоны изготовляют как наборные из досок, а мелкие для деталей — из фанеры (рис. 47). При серийной постройке судов шаблоны часто изготовляют из тонких стальных листов или из алюминиевых сплавов. Точность изготовления шаблонов должна быть такой, чтобы на его рабочих кромках не было отступлений от плазовых линий более чем на 0,5 мм (половина толщины линии на натурном плазе).


Рис. 47. Шаблоны различного назначения:
А — из досок для гибки шпангоута, б — из фанерных планок для контуровки листа наружной обшивки после гибки, в — фанерный для разметки книц, г — из досок для проверки поперечной погиби листа наружной обшивки при гибке, д — наборный из досок, е — целый из фанеры (черные прямоугольники — места для маркировки)

На доску для будущего шаблона кривую линию переносят с натурного плаза следующими способами:
первый способ состоит в том, что на  полу плаза (или на плазовом щите) вдоль снимаемой кривой линии укладывают гвозди стержнями по направлению радиуса кривизны линии, а шляпками — вдоль кривой линии. На гвозди сверху укладывают доску и прижимают ее так, чтобы шляпки гвоздей врезались в доску или оставили на ней отпечатки. По этим отпечаткам на доске с помощью гибкой рейки прочерчивают требуемую линию, по которой обрезают доску. Таким образом получают шаблон. Чтобы не портить плаз, шляпки гвоздей с одной стороны спиливают;
второй способ — способ снятия кривых с помощью плазовых шпилек. Шпильки представляют собой металлические пластинки с отогнутыми под прямым углом и заточенными концами (рис. 48). Шпильки кладут по линии острыми концами вверх, аккуратно укладывают на них доску заготовки шаблона и прижимают ее к шпилькам. Острые концы шпилек врезаются в заготовку, отмечая копируемую линию. Проколы соединяют плавной линией, затем обрезают доску на ленточной пиле и обрабатывают столярными инструментами, контролируя точность рабочей кромки шаблона по линии плаза;


Рис. 48. Снятие контура шаблона с помощью плазовых шпилек:
1 — линия шпангоута на проекции «Корпус», 2 — плазовые шпильки, 3 — заготовка шаблона

третий способ состоит в том, что на полу плаза рядом со снимаемой кривой укладывают доску шаблона и циркулем на этой доске засекают дуги одного радиуса. Затем гибкой рейкой прочерчивают по дугам необходимую кривую (как огибающую). Этот способ дает большую точность при переносе кривых с плаза.

Для крупногабаритных шаблонов сначала изготовляют вышеуказанными способами элементы (стороны), устанавливают и проверяют их по линиям плаза, затем сколачивают их гвоздями и раскрепляют раскосами для обеспечения жесткости.

На готовые шаблоны наносят риски стыков и пазов листов, притыкания стрингеров, голубниц и другие контрольные линии и условные обозначения. Обязательно на шаблоне наносят контрольную линию (например, ДП судна или нулевую килевую) ; правильность шаблона проверяют натягиванием нитки (шнура), которая должна совпадать с контрольной.

Каркасы плазовые делают для изготовления по ним листов или конструкций сложной формы (рис. 49); выполняют при невозможности создания достаточно точной геометрической развертки листа, т. е. для проверки погиби листов особо сложной кривизны.


Рис. 49. Изготовлена каркаса:
а — проекция линий детали на плазовом «Корпусе», б — шаблон сечения для каркаса; в — собранный каркас, г — шаблон раскроя для разметки детали, изготовленный с каркаса

Каркасы изготовляют из отдельных поперечных деревянных шаблонов (толщиной 10—12 мм) в виде рамок, устанавливаемых в плоскостях шпангоутов, соединяемых друг с другом продольными гибкими рейками, как продольными связями. При установке каркаса на плазе расстояния между шаблонами должны быть равны нормальной шпации. При установке шаблонов-шпангоутов на плазе необходимо соблюдать вертикальность этих шаблонов (по угольнику) и стремиться к тому, чтобы контрольная линия, прочерченная на плазе, совпадала с контрольной линией на шаблонах. Поперечные шаблоны делают на один борт с перекрытием ДП и по борту не менее 500 мм. Такие каркасы бывают очень громоздкими, поэтому (для экономии пиломатериалов и удобства работы) изготовляют усеченные каркасы, у которых основание не перпендикулярно плоскости шпангоутов и их сборку производят по малкам. Эту работу выполняют точным построением.

Макеты отдельных отсеков или их частей изготовляют для уточнения расположения на судне машин, механизмов, трубопроводов, трасс электрических кабелей и приборов, а также для отработки сопряжения обводов наиболее сложных частей корпуса (выкружки, кронштейны, якорные клюзы). По макетам (после отработки) составляют рабочие чертежи и модели для отливок.

Очень часто изготовляют макет носовой части оконечности с якорными клюзами. На макете протаскивают модель якоря и затем отрабатывают форму якорного клюза, чтобы якорь на судне входил в клюз и лапы якоря прилегали к корпусу по-походному.

На макете проверяют выход гребного вала в корме корпуса и после этого изготовляют деревянную модель дейдвуда корпуса с мортирами и лапами кронштейнов гребных валов.

Всю перечисленную оснастку относят к натурным размерам корпуса, но, как выше было указано, применяют и масштабную разметку.

Разработка эскизов. Большинство разрабатываемых на плазе эскизов можно разбить на две основные группы: эскизы разметочные (т. е. для разметки деталей корпуса) и эскизы для сборки и контуровки секций. Большинство эскизов являются разметочными. Эскизы разрабатывают на основании рабочих чертежей, плазовой разбивки корпуса, разверток листов обшивки, шаблонов, каркасов и макетов. Детали на эскизах вычерчивают без масштаба, но с соблюдением примерной пропорциональности размеров (Рис. 50).


Рис. 50. Эскизы: а — стрингера, б — секции

Размеры на эскизах проставляются от двух взаимно перпендикулярных линий, принимаемых за базовые. Кроме контура детали и ее размеров на эскизах наносятся линии вырезов, контрольные линии, линии притыкания смежных деталей, а также отмечается положение детали на судне, количество деталей, изготовляемых по данному эскизу, марка и толщина материала, номер заказа, чертежа и детали. С плаза эскизы передают в технологическое бюро, где на них проставляют порядок обработки деталей. Эскизы, как правило, разрабатывают отдельно для каждой детали и затем брошюруют по секциям.

Эскиз является основным документом при разметке деталей на металле. Для разметки наиболее сложных деталей к эскизам прилагают шаблоны, рейки или каркасы, что специально оговаривается в эскизах.