Технологическая оснастка и энергетическое оборудование стапелей

Опорные устройства стапелей — это специальные приспособления: кильблоки, клетки, подставы и упоры для установки, перемещения и исправления положения корпуса при его постройке. Для производства под корпусом судна необходимых работ (по сварке, окраске днища и др.) высоту опорных устройств принимают 1,0—1,5 м.

Кильблоки устанавливают по килевой линии под набором судна. Наиболее простыми являются деревянные кильблоки, представляющие собой ряд уложенных друг на друга сосновых брусьев (рис. 33,а). Для подъема подушки кильблока и обеспечения прилегания ее к обшивке корпуса применяют деревянные клинья.

Применяют также металлические (рис. 33, б) и металлические быстроразборные кильблоки (рис. 33,г). Для упрощения подъема и опускания металлических кильблоков их механизируют винтовыми (рис. 33, в) или гидравлическими устройствами. В гидравлическом кильблоке подъем и опускание поршня в цилиндре осуществляется давлением масла, подводимого от насоса. При подъеме поршня поднимается система опорных тумб, на которые, через подушку, опирается корпус судна.


Рис. 33. Построечные кильблоки:
а — деревянный, б — металлический, в — разборный механизированный, г — быстроразъемный металлический

Клетки ставят в районе установки фундаментов главных двигателей, котлов или другого оборудования. Клетки набирают из деревянных брусьев того же сечения, что и брусья кильблоков, и укладывают их друг на друга взаимно перпендикулярными рядами.

Металлические клетки состоят из двух стоящих рядом опорных тумб, на которых установлены две поперечные тумбы, сверху которых под корпусом уложены дубовые брусья. Опорная площадь - клеток 2000X2500 мм может воспринимать давление до 100—150 Т.

Подставы (торцовые упоры) изготовляют из деревянных брусьев диаметром 250 мм. В последнее время применяют подставы металлические трубчатые. Эти подставы имеют выдвижную часть, которую поднимают на заданную высоту до упора в днище судна.

Упоры, в отличие от подставов, ставят по бортам; изготовляют из сосновых или еловых бревен диаметром 250—300 мм.

Монтажное оборудование стапелей. Для сборки и сварки корпуса судна на стапеле сооружают наружные и внутренние леса, конструкция которых зависит от типа и размеров судов, метода их постройки, типа стапельного места и других факторов.

Леса должны удовлетворять определенным требованиям: обеспечивать безопасность и удобство выполнения работ, быть прочными, легкоразборными, иметь достаточную для всех видов судостроительных работ ширину площадок и надежные их ограждения.

Наружные леса бывают стационарные, передвижные и подвесные. При блочном методе постройки судов район монтажных стыков оборудуют стационарными или передвижными лесами; значительную часть наклонных и горизонтальных стапелей — стационарными металлическими лесами башенного типа. Стационарные леса состоят из металлических башен, каждая из которых имеет несколько ярусов выдвижных металлических площадок; расстояние между башнями — 6—8 м, высота яруса — около 2,5 м, ширина площадок—1,5—2 м. Площадка представляет собой металлическую раму из швеллеров (или больших уголков), покрытую досками толщиной 40—50 мм; доски укладывают на рамы и прикрепляют П-образными хомутами.

Для подъема и спуска людей используют маршевые лестницы (трапы), которые крепят на специальных консолях или монтируют в отдельных лестничных башнях. Через каждые 60—80 м леса снабжают пожарными трапами. Вместо маршей при постройке крупных судов применяют специальные пассажирские и грузовые лифты.

При постройке и ремонте средних судов на горизонтальных стапелях стапельные леса башенного типа заменяют легкоразборными лесами трубчатой конструкции, а также подвесными или передвижными.

Трубчатые леса имеют простую конструкцию, позволяют быстро производить их сборку и разборку. Эти леса можно собирать в любом районе корпуса и использовать их при постройке судов различных типов.

Подвесные леса — металлический каркас, разделенный по высоте площадками. К верхней части каркаса приваривают скобы, с помощью которых его подвешивают к борту судна или переборке. По окончании работ каркас переносят краном на другой участок. Более тяжелые леса часто делают передвижные на роликах для перемещения их вдоль собираемого судна.

Внутренние леса сооружают для проведения сборочных, сварочных и монтажных работ внутри корпуса судна; бывают консольными и подвесными.

Консольные леса  представляют собой приваренные к набору секций корпуса кронштейны, на которых закрепляют деревянный настил с ограждениями. Подвесные металлические леса легкой конструкции изготовляют из труб или профилей с обухами или крючками, позволяющими навешивать их на секцию.

Крановое и энергетическое оборудование стапелей. Каждое стапельное место оборудуют подъемными кранами. При постройке крупных и средних судов (применяют передвижные башенные и портальные краны, а также — травеллерные и мостовые. Описание кранового оборудования стапелей приведено в гл. XIII.

Системы энергооборудования построечных мест включают источники и преобразователи энергии всех видов, используемой  при постройке судов, а также магистрали для подачи этой энергии к рабочим местам:
силовые кабели переменного тока для питания электродвигателей стапельных кранов и источников сварочного тока. Переменный ток напряжением 380 В подается от трансформаторных подстанций на силовые электрощиты стапелей, а ток для питания кранов стапеля — по кабелям, уложенным в троллейных каналах, вдоль всего пути движения крана. Постоянный ток для дуговой сварки подают от генераторных станций, расположенных непосредственно у построечного места;
трубопроводы сжатого воздуха, (подающие воздух давлением 5—6 кгс/см2 через узел очистки его на распределительные коробки, от компрессорной станции для обеспечения (Пневматических работ;
магистрали, подающие кислород, ацетилен и углекислый газ к сварочным постам;
водяной трубопровод, осуществляющий подачу воды давлением 5—6 атм от насосной станции для гидравлических испытаний отсеков и противопожарных целей;
паропровод для отопления судовых помещений перед отделкой в холодное время года;
системы постоянного и переносного освещения: первая питается током напряжением 127 и 220 В и вторая — током напряжением 36, 24, 12 и 6 В.