Подготовительные работы при ремонте корпуса

Основная задача подготовительных работ при ремонте корпуса состоит в том, чтобы привести судно в состояние, при котором можно будет:
безопасно выполнять огне- и взрывоопасные работы; произвести дефектацию и уточнение ремонтных работ;
приступить к производству работ по ремонту корпуса. К работам по подготовке судна для производства ремонта относят:
очистку трюмов, льял, угольных бункеров, различных производственных помещений (рыбных цехов на рыболовных судах), настилов и набора под плитами настилов машинного и котельного отделений;
осушение, очистка и вентиляция балластных, топливных, масляных цистерн, междудонных отсеков, пиков и диптанков, а также грузовых танков нефтеналивных судов;

удаление из ремонтируемых помещений инвентаря, съемного оборудования и разного имущества, мешающего выполнению ремонтных работ, а также удаление легко воспламеняющихся материалов;
частичная разборка внутренней обшивки, снятие изоляции и оборудования жилых помещений, рефрижераторных камер и т. п.; снятие пайола в трюмах, снятие льяльных крышек; удаление цементных ящиков (в зависимости от места расположения последних), проверка качества штатных цементных (или мастичных) покрытий;
частичный демонтаж трубопроводов и механизмов, мешающих освидетельствованию и ремонту;
очистка наружной обшивки от обрастаний, ржавчины, старой краски и грязи.

Подготовка грузовых отсеков танкеров и топливных танков сухогрузных судов к ремонту заключается в их мойке, зачистке, сборе и удалении различных остатков и дегазации. Дегазация осуществляется путем горячей мойки, пропаривания свежим паром, проветривания или вентиляции с помощью эжекторов.

Допускается постановка судов на ремонт (включая и докование) с недегазированными топливными танками (с нефтепродуктами III разряда) при условии, что в районе танков будут проводиться только холодные наружные работы. Район недегазированных танков должен быть снаружи корпуса обведен краской в виде широкой хорошо видимой полосы и на корпусе сделана большими буквами надпись: «Огнеопасно». Разрешение на производство ремонтных работ с применением открытого огня (резка, правка, сварка) должно быть оформлено руководством цеха и представителем пожарной охраны ВОХРа.

При содержании более 0,02% паров углеводорода в воздухе ремонтируемого отсека находиться в нем рабочим, не защищенным масками, запрещается.

Для предотвращения образования взрывоопасной концентрации газа в отсеках танкеров или топливных танках сухогрузных судов эти отсеки заполняют инертным газом, что дает возможность выполнять наружные работы.

Для осмотра, дефектации, производства ремонта и окраски корпус судна должен быть очищен от обрастаний, старой краски и ржавчины.