Основные приемы плазовой разбивки

Разбивка междудонного набора и настила второго дна в оконечностях. Все конструктивные элементы набора вычерчивают на плазовом корпусе по размерам полуширот, высот на проекции «Бок» и размерам по длине судна. Разбивка междудонного набора сводится к определению верхних и нижних точек днищевых стрингеров (кильсонов), вертикального миля и междудонного листа. Для этого на проекцию «Полуширота» наносят точки по полуширотным размерам верхних и нижних точек стрингеров и соединяют эти точки плавными линиями. Аналогично то размерам высот на проекцию «Бок» наносят верхние и нижние точки стрингеров и соединяют их плавными линиями. Полученные точки в плоскостях шпангоутов переносят на проекцию «Корпус» (по размерам полуширот и высот) и соединяют линиями, прочерчивая, кроме того, теоретические линии второго дна (рис. 42).


Рис. 42. Разбивка стрингеров и настила второго дна:
а и b — высота нижней и верхней кромок стрингера от основной линии на 30 шпангоуте, с и d — полуширота этих кромок

Развертка деталей обшивки корпуса в оконечностях на плоскость. Многие детали корпуса имеют простую или сложную погибь и прежде всего листы обшивки в оконечностях. Между тем металлургические заводы поставляют листовой и профильный  прокат без погиби. Поэтому судостроительные заводы, кроме определения натурных размеров деталей корпуса, должны выполнять развертку деталей с погибью на плоскость. После такой развертки определяют контур детали и ее погибь, размечают деталь на плоском материале, выверяют ее и затем гнут до нужной гибки. Способов геометрической развертки листов на плоскость очень много, но все они начинаются с определения размеров деталей по ширине (поперечные растяжки) и по длине (продольные растяжки).

Поперечные растяжки снимают по линиям шпангоутов, пересекающих поверхность детали. Если на проекции «Корпус» нанесены кривые плавные линии практических шпангоутов 10, 11, 12, 13 и 14 (рис. 43) и линии пазов соединения соседних поясов обшивки, нижней и верхней кромок искомого листа, то для снятия поперечной растяжки находят нужную линию шпангоута на проекции «Корпус» и прикладывают к этой линии гибкую рейку (или линейку) так, чтобы грань рейки совместилась с линией. С помощью угольника на рейке прочерчивают риски против конечных точек линий шпангоута, а также риски пересечения шпангоута с верхним и нижним пазами пояса обшивки. Поперечные растяжки снимают на одну рейку по всем линиям шпангоутов, расположенным в пределах данного распрямляемого листа.


Рис. 43. Снятие поперечных растяжек и прогрессов с проекции «Корпус»:
1 — рейка поперечной растяжки, 2 — линия нижнего паза (нижней кромки листа), 3 — рейка прогрессов, 4 — линия верхнего паза (верхней кромки листа)

Спрямление рейки, после снятия поперечных растяжек, может привести к ошибкам при определении истинных размеров листа, поэтому необходимо толщину рейки располагать с той стороны теоретической линии, где указана толщина детали, а толщину рейки следует принимать равной толщине детали листа, для которой снимается размер. Это особенно важно при большой кривизне линий шпангоутов. Для большой толщины листов необходимо находить среднюю линию толщины листов и тонкой рейкой снимать поперечную растяжку с этой линии.

Продольные растяжки листов также снимают с проекции «Корпус», выполняя при этом геометрически сложные построения. Истинное расстояние между каждой соседней парой плоскостей шпангоутов равно конструктивной шпации, ее называют нормальной. Однако развертка листа но длине кривой будет больше нормальной шпации, которую можно определить дополнительным построением по проекциям «Широта» и «Бок» (по средней длине листа). При серийной постройке судов иногда бывает выгодно построить макет борта из фанерных шпангоутов со снятием длины листов с выправленных реек.