Проверка плоскостных и объемных секций

Проверку плоскостных секций без погиби (переборки, нижние палубы, платформы) и объемных секций с прямолинейными обводами производят после окончания всех сборочно-сварочных работ и освобождения секций от крепления к постелям.

У готовой плоскостной секции без погиби проверяют рулеткой длину и ширину в трех точках, совпадающих со средней и крайними балками набора. У поперечных переборок проверяют ширину и высоту, а в продольных переборках — длину и высоту. Проверку общего изгиба секции производят ниткой или стеклинем, измерением по средней и крайним балкам набора, вдоль и поперек секции. Положение концов ребер жесткости проверяют относительно монтажной кромки секции.

К плоскостным криволинейным секциям относятся: днищевые, бортовые и палубные секции с погибью (поперечной, продольной или одновременно поперечной и продольной).

У готовых плоскостных криволинейных секций проверяют: длину днищевых и палубных секций в диаметральной или параллельных ей плоскостях; длину бортовых секций — в плоскостях ватерлиний; ширину всех секций в плоскостях шпангоутов.

Длину криволинейных секций в районе цилиндрической вставки определяют непосредственно замером по настилу (обшивке), а ширину— замером проекций секций на стенде. У остальных криволинейных секций вместо длины проверяют растяжку или расстояние между точками пересечения монтажных стыков и пазов.

Проверку изгиба секции после приварки набора и отделения секции от постели производят путем замера зазора между обшивкой (настилом) и лекалами (стойками) постели в точках пересечения монтажных стыков и пазов со средней и крайними балками набора. Перед производством замеров зазор между секцией и лекалами (стойками) постели в крайних противоположных точках выравнивают при помощи клиньев или домкратов.

У объемных секций средней части корпуса (ширина и высота на протяжении секции меняется на величину не более 20%) проверяют:
длину в диаметральной плоскости и в плоскостях контрольных батоксов или по крайним продольным связям, если они параллельны диаметральной плоскости;
ширину и высоту по среднему и крайнему шпангоутам;
высоту междудонного пространства днищевых секций в диаметральной плоскости и по крайним стрингерам;
полушироту днищевых секций путем замера расстояния от диаметральной плоскости до точки пересечения скулового (крайнего) стрингера с наружной обшивкой;
высоту междудонного пространства днищевых секций замерами в диаметральной плоскости и по скуловым (крайним) стрингерам;
продольный изгиб измеряют при помощи натянутой нити или шланговым уровнем в местах пересечения прямолинейных элементов конструкции (вертикального киля с настилом второго дна, ширстрека с палубным стрингером и т. п.) или по контрольным линиям, нанесенным на плоскостных узлах до сборки их в объемные секции;
скручивание (поворот одного торцевого сечения относительно другого вокруг продольной оси) по контрольным ватерлиниям или наиболее жестким элементам конструкции.

Для проверки секцию устанавливают горизонтально по трем точкам и замеряют отстояние четвертой точки от горизонтальной плоскости. Входящие в состав объемных секций переборки и палубы проверяют в процессе сборки до сдачи этих конструкций под сварку. Вертикальность переборок определяют отвесом при горизонтальном положении секции. Положение палуб (платформ) по высоте проверяют относительно контрольной горизонтальной плоскости.

У объемных секций со сложными обводами (секции оконечностей) длину, ширину и высоту выверяют при горизонтальном или вертикальном положении секции. Длину проверяют в диаметральной плоскости, ширину — по крайним шпангоутам, а высоту — в диаметральной плоскости в плоскости крайних шпангоутов.

У объемных секций надстроек и рубок проверку длины и ширины производят по настилу после сварки, не снимая с постели. Высоту проверяют рейкой в местах пересечения наружных стенок, продольных и поперечных переборок и выгородок. Изгиб и скручивание секций после окончания сварочных работ путем замера зазоров между настилом и лекалами (стойками) постели.


Рис. 145. Схема проверки ахтерштевня

У ахтерштевня (лито-сварной конструкции) проверяют (рис. 145):
расстояние от торца дейдвудного яблока до оси баллера; расстояние от нижней кромки ахтерштевня до оси вала; расстояние между опорами руля;
расстояние между носовой кромкой рудерпоста и торцом дейдвудного яблока. Проверку всех перечисленных параметров производят дважды: при сдаче стыков ахтерштевня под сварку и после окончания сварочных работ.

Кроме вышеизложенного проверяется также совмещение центра дейдвудного яблока с теоретической осью вала, а также — совмещение центра гельмпортовой трубы и опор руля с теоретической осью баллера.

У форштевня проверяют высоту и длину по контрольным ватерлиниям и шпангоутам и положение диаметральной плоскости. Форму форштевня проверяют шаблоном в диаметральной плоскости.