Основные понятия о разбивке корпуса судна на плазе и плазовом инструменте

Разметку и гибку корпусных деталей, а также сборку узлов, секций, блоков и корпуса в целом выполняют по теоретическому чертежу, вычерченному в натуральную величину (или в укрупненном масштабе). Процесс вычерчивания теоретического чертежа плазового корпуса называют разбивкой корпуса на плазе.

Плазом называют специальное помещение корпусообрабатывающего цеха, на полу которого в натуральную величину производят разбивку корпуса, а также изготовление шаблонов, каркасов и макетов на прилегающем к нему участке.

Пол (настил) плаза набирают из деревянных квадратных брусков или уложенных на ребро строганых досок. Настил выверяют по шергеню во всех направлениях, шпаклюют и окрашивают масляной краской серого или черного цвета.

Плаз должен иметь хорошее естественное и искусственное освещение; в нем должны поддерживаться постоянные температура (18—20° С) и влажность.

Длину и ширину плаза определяют размерами строящихся судов, требующих одновременной разбивки на плазе. Площадь плаза должна быть достаточной для того, чтобы теоретический чертеж самого крупного строящегося на заводе судна мог разместиться в натуральную величину в трех проекциях.

При постройке судов площадь плаза редко бывает достаточной, чтобы уместить по длине полный теоретический чертеж, поэтому чертеж делят на две или три части по длине судна, совмещая разбивку этих частей на одной площади плаза. Кроме того, при наличии у судна цилиндрической вставки в средней части (а она имеется у большинства грузовых судов), ее исключают на плазе и вычерчивают только криволинейные образования оконечностей.

На большинстве заводов применяют различные способы совмещения проекций. Наибольшее распространение получил способ совмещения проекций «Бока» и «Полушироты», когда основная линия (OЛ) бока совмещается с линией ДП полушироты (рис. 39).

расположение проекций теоретического чертежа на плане
Рис. 39. Расположение проекций теоретического чертежа на плане

Разбивка плазового корпуса. Для разбивки на плазе теоретического чертежа судна вместе с рабочими и теоретическими чертежами из конструкторского бюро поступает таблица ординат корпуса, которая содержит все числовые данные, характеризующие главные размерения судна, величину шпаций, высоту палуб и платформ над основной плоскостью и другие данные, отражающие конструктивные особенности корпуса.

Плазовый корпус представляет собой теоретический чертеж судна с числом шпангоутов, предусмотренным конструкцией судна. На нем вычерчивают следующие конструктивные  элементы корпуса: продольный набор (днищевые и бортовые стрингеры, карлингсы, комингсы люков), настил второго дна, платформы и палубы, ребра жесткости, линии пазов наружной обшивки и др. Для графической разбивки плазового корпуса конструкторское бюро передает заводу, помимо таблицы ординат, эскизы сеток проекций (с размерами), формы форштевня (см. § 7) и кормовой оконечности, формы мидель-шпангоута, погиби и седловатости верхней палубы и др. Размеры, приведенные в таблице плазовых ординат, имеют неточности, так как их снимают с масштабного 1:50 или 1 : 25 теоретического чертежа, ординаты которого даны по 20 теоретическим шпангоутам (практических шпангоутов на судне в несколько раз больше). Поэтому в процессе разбивки плазового корпуса теоретические ординаты уточняют с (погрешностью до 1,0 мм и более по плавности линий и их согласованности, а ординаты каждого практического шпангоута определяют с плазового корпуса.

Разбивка сетки корпуса. Для вычерчивания (отбивки) прямых линий на плазе используют меловую нитку (шнур), натягиваемую между крайними точками. Прямые линии длиной до 6 м отбивают за один прием. При этом двое рабочих прижимают нитку к конечным точкам, третий оттягивает нитку от пола и резко отпускает ее. Нитка, ударяясь об пол, оставляет меловой след. Чтобы при оттягивании нитка приняла правильное положение, посредине линии устанавливают металлический угольник и оттягивание нитки производят по вертикальной стороне угольника.

Пробивку более длинных прямых линий выполняют через промежуточные точки с помощью отвесов и угольников.

В первом случае между двумя деревянными стойками, прибитыми к плазу на высоте около 1 м от пола, натягивают стальную проволоку, на которую навешивают ряд отвесов так, чтобы они касались пола плаза. Отметив на плазе точки под центрами отвесов, отбивают по ним линию. Линию отбивают через три точки, делая среднюю контрольной. При этом следят за тем, чтобы прямая, пробитая через первую и третью точки, проходила через вторую точку; прямая, пробитая через вторую и четвертую точки,  проходила через третью и т. д. Такой порядок пробивки длинной линии называют «перекрытием».

При пробивке линий через промежуточные точки с помощью угольника под один конец натянутого шнура подкладывают брусок с прочерченными на его гранях линиями. Прикладывая угольник к шнуру в нескольких местах, отмечают точки через каждые 2—3 м.

Так как при вычерчивании на плазе теоретического чертежа совмещают проекции «Бок», «Полуширота» и «Корпус», то основная линия (ОЛ), с которой начинается построение сетки, служит одновременно килевой линией (верхняя кромка киля) для (проекций «Бок» и «Корпус» и средней линией — для проекции «Полуширота», а перпендикуляр при миделе служит одновременно линией миделя для проекций «Бок» и «Полуширота» и следом диаметральной плоскости— для проекции «Корпус» (см. рис. 39).

Основная линия (ОЛ) днища и линия ДП полушироты должны идти параллельно продольной стенке плаза на расстоянии не менее 1 м от стены. Чтобы вычертить форштевень на правом конце основной линии на некотором расстоянии от поперечной стены намечают точку и восстанавливают от нее перпендикуляр, являющийся носовым перпендикуляром (НП) (рис. 40). От носового перпендикуляра рулеткой откладывают расстояние по основной линии до миделя и до точки кормового перпендикуляра (КП). После этого от точек миделя и КП восстанавливают перпендикуляры. Построив НП, КП и мидель, намечают на них расстояния от ОЛ до КВЛ и до линий верхней палубы, а также до линии полушироты судна. Через полученные точки отбивают прямые линии. На ОЛ и линии полушироты откладывают от носового перпендикуляра расстояния до соответствующих теоретических шпангоутов. Точки шпангоутов на полушироте соединяют с соответствующими точками основной линии. На НП, КП и миделе намечают и пробивают ватерлинии (ВЛ). Таким путем строят сетку для бока.


Рис. 40. Вычерчивание сетки для разбивки теоретического чертежа на плазе

Для построения сетки полушироты на НП, КП и миделе намечают расстояние от ДП до батоксов, взятые из таблицы ординат.

Для получения сетки корпуса перпендикуляр при миделе принимают за след ДП для проекции «Корпус». От него в обе стороны по ОЛ и КВЛ откладывают полушироту «Корпуса» и расстояния от ДП до батоксов. Через полученные точки пробивают прямые линии. На сетку «Корпуса» наносят ватерлинии сетки «Бока».

Каждую линию после ее проведения нумеруют. Все расстояния откладывают от ОЛ и НП.

Чтобы окончательно проверить построенную сетку, измеряют расстояния от НП до шпангоутов по разным ВЛ, а также от ОЛ до различных ВЛ. Кроме того, сетку проверяют по диагоналям, натягивая шнур по точкам пересечения проекций шпангоута с проекциями BЛ и батоксов. При этом шнур должен проходить через все точки пересечения одноименных проекций.

Разбивку кривых линий теоретического чертежа производят после тщательной проверки сетки на плазе. Для этого из таблицы ординат наносят соответствующие точки: на проекции «Полуширота» — ординаты ватерлинии по шпангоутам от основной линии и на проекции «Корпус» — ординаты шпангоутов по ватерлиниям от ДП. Соединяют все полученные точки, относящиеся к определенной ватерлинии, плавной кривой с помощью гибких реек, прижимаемых к плазу грузами. При соединении точек обращают внимание на плавность кривой; в случае разброса точек производят корректировку размеров плазовых ординат, стараясь сделать число уменьшаемых полуширот примерно равным числу увеличиваемых полуширот для сохранения заданного водоизмещения судна.

Откладывая на проекции «Бок» ординаты батоксов по каждому шпангоуту и на проекции «Корпус» те же точки для батоксов, соединяют точки плавными кривыми батоксов. После согласования точек шпангоутов по ватерлиниям и батоксам на проекции «Корпус» окончательно вычерчивают теоретические и практические шпангоуты судна.

Окончательное согласование шпангоутов на проекции «Корпус» производят наклонными прямыми, проводимыми к ДП до скулы. Снимая ординаты с плазового чертежа от ДП до каждого шпангоута на проекции «Корпус», эти размеры переносят на соответствующие шпангоуты проекции «Полуширота» и нанесенные точки соединяют плавной кривой. Когда полученная кривая будет иметь необходимую  плавность, следует считать, что согласование шпангоутов проекции «Корпус» будет закончено.

Все линии шпангоутов на проекции «Корпус» прорезают шилом или резаком и прокрашивают. На небольших судостроительных и судоремонтных заводах проекцию «Корпус» с прорезанными на ней шпангоутами и основными линиями выполняют на специальных щитах, которые являются основным плазом для строящегося судна, называемом «Сборочным плазом» (со всеми практическими шпангоутами). После окончания постройки всей серии судов теоретический чертеж на плазе уничтожают (стирают и закрашивают), а все размеры ординат заносят в «Плазовую книгу», составленную после окончательного согласования всех кривых чертежа на плазе.

Плазовый инструмент. Для вычерчивания крупных чертежей на деревянном полу плаза применяют инструменты, которые отличаются от обычных чертежных инструментов своими размерами.

Для линейных и угловых измерений — стальные рулетки и линейки (с ценой деления 1 мм); стальные угольники с подставкой, малочники и транспортиры.

Инструментом для вычерчивания прямых линий служат стальные линейки длиной до   3 м, а для пробивки коротких прямых линий (до 2,5— 3,0 м)— нить, натертая мелом.

Кривые линии вычерчивают циркулями, штангенциркулями и длинными сосновыми рейками — правилами. Рейки удерживают специальными грузами.

К специальному инструменту относят: параллельные линейки и рейсфедеры — для прокрашивания линий плазового корпуса, разметочную иглу (шило) — для прорезывания линий, шарнирную рейку— для перенесения точной формы кривых линий (рис. 41).


Рис. 41. Специальный плазовый инструмент:
а — параллельная линейка, б — шарнирная рейка