Системы припусков и допусков

Все операции, начиная с масштабной (или натуральной) разбивки корпуса судна на плазе до работ на стапеле и достройке, производят с определенной степенью точности, отклонения от которой регламентируются нормативами. Тем не менее эти отклонения в сумме приводят к тому, что действительные размеры деталей, узлов, секций и блоков оказываются отличными от их теоретических размеров.

Чтобы гарантировать определенные размеры корпусных конструкций, в практике судостроения еще находит широкое применение система припусков по внутренним и монтажным кромкам секций и блоков.

Припуском называют разность между действительным размером детали или секции (блока) и ее теоретическим (чертежным) размером. С припуском по контуру изготовляют секции днища, бортов и других конструкций, имеющих по контуру криволинейную поверхность. Размеры деталей (внутри этих секций, как правило, соответствуют чертежу, т. е. детали изготовляют без припусков.

Допуском называют такое максимально допустимое отклонение размера секции (блока) от чертежного, при котором постройка корпуса судна будет соответствовать установленным главным размерениям.