Сухой док

Сухой док — капитальное сооружение для ремонта (осмотра, окраски) и постройки судов. Это котлован, вырытый в грунте ниже уровня воды акватории. Док состоит из камеры,  построенной в котловане с водонепроницаемыми стенками и днищем (подошвой). Он отделен от акватории водонепроницаемыми воротами со специальными затворами. Док оснащен мощной насосной станцией и оборудованием для ввода и вывода судов из дока. Сухой док «предназначен в основном для ремонта крупных морских судов (рис. 128).


Рис. 128. Устройство сухого дока:
1 — батопорт, 2 — кильблоки, клетки, 3 — спуск в док (трап), 4— подошва дока, 5 — сточные колодцы, 6 — насосная станция

Перед вводом судна в сухой док его наполняют водой через затворы в воротах, время заполнения камеры водой 40—60 мин, когда уровни воды в доке и акватории сравняются, открывают ворота и судно вводят в док. После этого ворота закрывают и откачивают насосом воду из дока. Судно по мере убыли воды в доке садится на кильблоки и клетки, заранее установленные перед заполнением дока водой.

Подошва сухого дока 4 — железобетонная площадка, укладываемая на фундаменте достаточной прочности. На подошве располагается доковый набор, состоящий обычно из кильблоков (располагаются на килевой дорожке) и боковых клеток. Количество кильблоков и клеток зависит от размера и массы докуемого судна. Высота кильблоков 1,0—2,2 м. Кильблоки и клетки прочно прикрепляют к подошве дока, чтобы не всплыли при наполнении дока водой. Расположение и конфигурацию кильблоков и клеток изображают на доковом чертеже, в котором указывают точные размеры судна, его доковую массу, данные о допусках на сжатие клеток от массы судна и допускаемых отклонениях от чертежа. Расположение донной (забортной) арматуры показывают на чертеже обоих бортов судна. В головной части дока 3 устраивают трап для спуска людей и устройство для спуска груза.

Насосная станция сухого дока 6 оборудована главными и вспомогательными насосами. Главные насосы имеют высокую производительность и служат для осушения камеры дока; вспомогательные насосы предназначены для откачки воды, проникающей через неплотности затвора. Для сбора воды в подошве дока устраивают сточные колодцы 5. Насосная станция связана с камерой дока и внешней акваторией приемными и отливными каналами или трубами. По отливным трубам вода удаляется из дока при его осушении, а по приемным — вода поступает в него. Швартовное устройство дока состоит из шпилей, кнехтов, киповых планок, уток, битенгов. Шпили служат для ввода судна в док, центровки и вывода его из дока; обычно их располагают в голове дока и по его стенкам. Во входной части дока устанавливают кранцы для защиты стенок от повреждения во время ввода и вывода судов из дока. Сухой док имеет систему трубопроводов и магистралей, предназначенных для обеспечения дока паром, пресной водой, сжатым воздухом, освещением, электроэнергией и т. д.

В сухих доках применяют различные затворы: створчатые, откатные батопорты. Наибольшее применение находят батопорты симметричной и несимметричной формы. Внутри батопорта располагают балластные цистерны, при наполнении которых увеличивается осадка батопорта и он плотно закрывает вход в док; после продувки цистерн (т. е. откачки из них воды) батопорт всплывает и его выводят из камеры.

Размеры сухого дока характеризуются длиной килевых дорожек; обычно длина его на 5—10% больше докуемого судна. Ширина сухого дока определяется шириной входной части, а глубина — глубиной на пороге дока.

В настоящее время на крупных морских судоремонтных заводах сухие доки имеют камеры длиной 360—365 м и глубину на порогах 12—15 м. Преимуществом сухих доков является их прочность и долговечность; в них ремонтируют суда, получившие тяжелые повреждения, вплоть до перелома корпуса. Бывают сухие доки и с несколькими килевыми дорожками, позволяющие ремонтировать сразу несколько судов; иногда батопорт делит камеры сухих доков на две части.

Подготовка судна к постановке в док включает удаление всех переменных грузов (топлива, воды, масла и т. п.); надежное закрепление грузов и механизмов (кранов, стрел, шлюпбалок), способных перемещаться; закрытие всех водонепроницаемых иллюминаторов, горловин, люков, дверей и т. д. (последнее производится также после ремонта перед всплытием судна или погружением дока); устранение крена судна и доведение дифферента до минимума.

Судно, заведенное в док и находящееся на плаву, устанавливают над опорами, на которые оно должно опуститься после осушения камеры.

Постановка судна должна быть выполнена с большой точностью, правильным совмещением ДП судна с ДП сухого дока. След последней намечают при помощи стеклиней с отвесами, укрепленными точно над средней линией кильблоков.