Технологические процессы су до корпусного цеха

В здании судокорпусного цеха выполняют заготовку деталей из листовой и профильной стали (правку, разметку, гибку и сверловку), а также часть сборочно-сварочных работ по ремонту корпуса. На судах, находящихся на судоподъемных устройствах или на плаву, производят сборочно-сварочные работы с использованием деталей и узлов, заготовленных цехом.

Ремонт корпуса и надстроек, а также котлов и других металлических конструкций состоит из следующих операций: вырезки ремонтируемых частей; съемки деталей, узлов и отдельных конструктивных элементов; правки деталей корпуса, надстроек и котлов на месте; ремонт (или изготовление) заменяемых деталей и секций; установка заменяемых и отремонтированных деталей, секции на корпусе судна.

Методы организации ремонта корпуса судна и надстройки различны. На некоторых предприятиях в зданиях цеха выполняют лишь заготовку деталей из листовой и профильной стали и их станочную обработку, а сборочно-сварочные операции осуществляют на судах, находящихся на судоподъемном устройстве или на плаву.

На ряде судоремонтных предприятий применяют узловой (секционный) метод ремонта, при этом с судна удаляют не отдельные детали металлического корпуса, а вырезают конструктивные узлы и заменяют их новыми и отремонтированными в цехе. При ремонте в цехе производят дефектацию снятого узла, заменяют негодные или выправляют деформированные элементы конструкции. Затем весь конструктивный узел (после ремонта, сборки, сварки и частичного испытания на водонепроницаемость) отправляют для постановки на место.

Для сборки и сварки узлов и секций судокорпусной цех оборудуют: постоянно находящимися в цехе опорными устройствами (плиты, площадки, стенды, постели) для собираемых узлов и секций; подъемно-транспортным оборудованием и устройствами (электрические мостовые краны, кран-балки, электрифицированные тали, электрокары, электротягачи и тележки) для перемещения и поворота собираемых металлических конструкций: оварочными установками и источниками питания.

Для ремонта корпуса используются различные судоподъемные сооружения (продольные и поперечные слипы и эллинги, сухие доки, плавучие одно- и двухбашенные доки), расположенные у береговой линии судоремонтного предприятия или на плаву.

Для производства погрузо-разгрузочных работ, связанных с ремонтом корпуса, надстроек, судовых котлов, слипы и доки оборудованы портальными и башенными и козловыми кранами. Корпусно-сварочные работы, выполняемые на судах, находящихся на плаву или на судоподъемных сооружениях, производят с применением пневматического и электрического инструментов, переносных автоматов для сварки. Для установки ремонтируемых судов на слипах и доках используются соответствующие опорные устройства — кильблоки, клетки, упоры и подставки, а также стапельные тележки. Слипы и доки оснащены лесами (наружными и внутренними), а также соответствующей оснасткой и приспособлениями для производства ремонтных работ.