Чертежи в судостроении

Виды судостроительных чертежей

Для постройки судна разрабатывается большое количество различных чертежей.

По назначению судостроительные чертежи делятся на следующие:
1)     проектные, служащие для установления характеристик судна и согласования их с заказчиком, заказов на материалы и оборудование, а также для разработки чертежей и технической документации на последующих стадиях проектирования. Они используются конструкторскими бюро;
2)     рабочие, необходимые для изготовления деталей и конструкций судна, их сборки, монтажа оборудования, испытания, а также сдачи-приемки отдельных частей и судна в целом. Их используют судостроительные предприятия при постройке судов;
3)     эксплуатационные и ремонтные, служащие для справок и руководства в период эксплуатации построенных судов (отчетные чертежи). Ремонтные чертежи необходимы для выполнения различных видов ремонта судов.

Следует отметить, что кроме перечисленных выше выпускается значительное количество чертежей и схем, необходимых для постройки судна. К ним относятся чертежи различной технологической оснастки, схемы закладки и крепления судна на стапеле, чертежи спускового устройства, схемы погрузки секций и механизмов и ряд др.

По содержанию судостроительные чертежи делятся на группы:
1.     Теоретические — чертежи обводов корпуса судна, движителей и других частей судна.

Теоретический чертеж корпуса судна представляет собой совокупность последовательных ортогональных проекций ряда сечений теоретической поверхности корпуса на три взаимно перпендикулярные плоскости, параллельные основным плоскостям судна (диаметральной, мидель-шпангоута и основной).

По теоретическому чертежу производятся расчеты, определяющие мореходные качества судна: плавучесть, остойчивость, непотопляемость, скорость, поворотливость.

Теоретический чертеж, характеризующий форму корпуса судна и очертания отдельных его деталей и частей, служит основанием для составления других чертежей: общего расположения, конструктивных и рабочих, а также для разбивки теоретического чертежа корпуса на плазе.

2.     Чертежи общего расположения дают представление об общем устройстве судна, его назначении, расположении помещений, размещении механизмов, оборудования и устройств.

Основными изображениями таких чертежей являются: боковой вид судна, вид с носа и вид с кормы; вид сверху; продольный разрез; поперечные разрезы; надстройки, рубки и мостики. На одном листе с боковым видом обычно располагают силуэт судна (в верхнем левом углу чертежа).

На чертежах общего расположения, как правило, не проставляют размеры, указывают лишь номера шпангоутов. Механизмы, оборудование, устройства и дельные вещи изображают упрощенно в соответствии с отраслевыми стандартами и ЕСКД. На изображениях палуб, платформ и мостиков показывают только то, что расположено непосредственно на палубе и в междупалубном пространстве. Механизмы, устройства и оборудование на нижерасположенных палубах, даже если они и видны в отверстия люков и других вырезов, на изображенной палубе не вычерчивают.

Кроме названных выше выпускают также чертежи общего расположения оборудования (обычно на группы помещений), а именно: устройств и дельных вещей; общего механического оборудования (выпускаются на машинные и котельные отделения, электростанции и др.); схемы судовых систем (на одну или несколько систем).

3.     Конструктивные чертежи корпуса — мидель-шпангоут, схемы набора и подкреплений, растяжка наружной обшивки (рабочий чертеж), настилы палуб и другие, которые являются проектными чертежами отдельных частей корпуса судна. В этих чертежах показывают марки, профили и размеры материалов, узлы соединений элементов корпуса, дают их характеристики для разработки по ним рабочих чертежей.

4.     Корпусные схемы — непроницаемых отсеков, разбивки корпуса на секции, сборки и сварки секций корпуса на стапеле и др. Эти схемы выполняют упрощенными в виде контурных изображений  с соблюдением определенного масштаба.

5.     Монтажные схемы и чертежи отдельных конструкций — схемы систем и трубопроводов, монтажные и установочные чертежи, кинематические и электротехнические схемы, сборочно-детальные чертежи, сборочные чертежи с деталями в гранках, детальные. По этим чертежам изготовляют детали, выполняют сборку и сварку конструкций, монтаж на судне механизмов, устройств, труб, электрического кабеля и другие работы. Поэтому данные чертежи и схемы содержат все размеры и другие сведения, необходимые для выполнения перечисленных работ.

6.     Рабочие чертежи судовых корпусных конструкций являются основными документами, по которым изготовляют корпусные конструкции и строят корпус судна. По ним разрабатывается необходимая технологическая и планово-учетная документация, а также выполняется нормирование и приемка работ.

По способу оформления чертежи можно разделить на три основных вида:
оригиналы — разрабатываются конструктором, выполняются карандашом или тушью и служат для согласования и изготовления по ним подлинников.

подлинники — выполняются, как правило, на кальке и заверяются по форме всеми подписями. С подлинников снимают копии для работы.

Наиболее распространены светокопии (синьки), так как метод светового копирования обеспечивает точное совпадение копий с подлинником, достаточно дешев и прост.

На всех чертежах и технических документах в нижнем правом углу в специальной трафаретке ставится их номер.

Для удобства все судостроительные чертежи в зависимости от того, какие конструктивные части судна они изображают, разбивают на группы. Каждая группа имеет свой номер, который входит в номер чертежа. Основные группы имеют следующие номера (в соответствии с нормалью):
1.     Корпус — 100.

2.     Судовые устройства и дельные вещи — 200.

3.     Оборудование помещений и палуб — 300.

4.     Механизмы и трубопроводы — 400.

5.     Судовые системы — 500.

6.     Электрооборудование и связь — 600.

Номер чертежа указывается в соответствии с отраслевой нормалью, например 595—111—02, где первые три цифры (595) соответствуют номеру проекта, следующие три цифры (111) — конструктивной группе (в данном случае наружная обшивка и набор корпуса), последние две цифры (02) — номеру чертежа внутри данной группы.

На все чертежи и документы, выпускаемые для постройки судна, составляют описи, называемые узловыми журналами чертежей. Из них можно узнать, какие чертежи выпущены по данной конструктивной группе, какие заменены новыми и т. п.


Рабочие чертежи металлического корпуса судна чаще всего разрабатывают по отдельным видам корпусных конструкций: днищу, бортам, оконечностям, переборкам, палубам, платформам, фундаментам и т. п. Для крупных судов на одном чертеже изображают одну или несколько секций данной корпусной конструкции, а для мелких — днище, борт или другую конструкцию по всему судну или его части.

Рабочие чертежи корпусных конструкций выпускают обычно как сборочные чертежи, на которых изображают виды, разрезы и сечения этой конструкции (или секции), а иногда и отдельные ее узлы.

Все размеры на таких чертежах указываются в миллиметрах. Так как корпус судна обычно имеет криволинейные обводы, на рабочих чертежах корпусных конструкций даются не все размеры. Недостающие размеры получают после разбивки конструкций на плазе.

При изменении какого-то размера на чертеже его зачеркивают, сверху проставляют новый размер, а на поле чертежа делают соответствующую оговорку об изменении. Изменять размеры и другие элементы чертежей имеет право только организация, которая их разрабатывала.

Все размеры, имеющие приписку «ок» (что означает «около») или «по месту», должны уточняться по плазу или по месту на судне или секции.

Каждый сборочный чертеж имеет подробную опись всех деталей, входящих в изображенную на нем конструкцию. Такая опись называется спецификацией и, как правило, выпускается отдельной брошюрой, имеющей номер чертежа с припиской «Сп». В ней указываются порядковые номера деталей (они проставлены и на поле чертежа у соответствующих деталей), их наименования, номера чертежей деталей (если такие имеются), количество деталей каждого наименования, входящих в данную конструкцию, материал, из которого изготовляются детали, масса каждой детали и масса всех деталей данного наименования.

В последние годы в спецификации рабочих чертежей все чаще включают данные технологического характера: объединяют все детали, входящие в данную конструкцию или секцию, в узлы и указывают, на какие участки или специализированные линии они должны поступать для сборки.

Основные проекции рабочих чертежей корпусных конструкций выполняются обычно в масштабах 1:50, 1:25, 1:10 или 1 :5, в зависимости от размеров конструкции. Выносные элементы (узлы, сечения) вычерчивают в более крупных масштабах, причем масштаб указывается над изображением узла, сечения и т. п.

Большая часть судовых корпусных конструкций состоит из листов и набора различных профилей, поэтому судостроительные чертежи отличаются от машиностроительных и имеют ряд специфических особенностей.

Рабочие чертежи корпусных конструкций содержат большое количество условных обозначений, сокращенных названий связей и набора, особых указаний по обработке, сборке и сварке, которые должен хорошо знать судовой сборщик.