Такелажные работы
Оборудование и приспособления
К такелажным работам при постройке корпусов судов относятся: строповка корпусных конструкций и оборудования; подъем, перемещение и опускание корпусных конструкций и оснастки; вязка такелажных узлов; крепление и сращивание стальных канатов; опробование такелажного оборудования и др.
Для выполнения такелажных работ требуются различное оборудование, приспособления и инструменты.
Основным грузоподъемным оборудованием, применяемым при постройке корпуса судна, являются мостовые краны (в закрытых цехах), башенные, портальные и козловые краны (на открытых местах). При выполнении некоторых работ применяют ручные и электрические лебедки, тали и тельферы.
При подъеме и перемещении грузов широко используются стальные, пеньковые и капроновые канаты, из которых изготовляют стропы, оттяжки и т. п.
При подъеме грузов двумя кранами используются траверсы — грузоподъемные приспособления, служащие для восприятия изгибающих и сжимающих усилий.
Для подъема и перемещения грузов в корпусных цехах в основном используются стальные канаты с различными техническими характеристиками.
Рис. 9.1. Канаты одинарной (а) и двойной (б) свивки.
Канаты различают по следующим основным признакам: по конструктивному признаку — на канаты одинарной, двойной и тройной свивки. Канаты одинарной свивки (спиральные) (рис. 9.1, а) изготовляют непосредственно из отдельных проволок. При двойной свивке (рис. 9.1,6) сначала свивают отдельные проволоки в пряди, а затем из готовых прядей — канат. Канаты двойной свивки называют тросами, они бывают одно-, двух- и трехслойные. Применяют также стальные канаты тройной свивки, свиваемые из нескольких свитых стренг (канатов двойной свивки). Такие канаты называют кабелями;
по материалу сердечника — на канаты с органическим сердечником, с металлическим мягким сердечником из проволоки, имеющей временное сопротивление разрыву не более 8800·105 Н·м—2, с металлическим сердечником из канатной проволоки, с сердечником из искусственных материалов — пластмасс и т. п.;
по способу свивки — на обыкновенные (раскручивающиеся) и нераскручивающиеся. На концах канатов для предохранения от раскручивания накладывают перевязки из восьми—десяти витков мягкой проволоки, называемые маркой. В раскручивающихся канатах пряди и проволоки в прядях не сохраняют своего положения после снятия марок с концов, в нераскручивающихся — сохраняют;
по направлению свивки — на канаты правого и левого направления (по наружным слоям каната);
по назначению на следующие марки: ГЛ — грузолюдские (для транспортирования людей); Г — грузовые (для транспортировки грузов и других целей); Б — бензельные (для перевязок).
Различают также канаты по виду покрытия поверхности проволок и каната (оцинковка, покрытие из искусственных материалов).
Для строповки поднимаемого или перемещаемого груза применяют строповые канаты по ГОСТ 7668—69 и ГОСТ 3079—69 с временным сопротивлением разрыву проволок 140—200·107 Н·м—2. Коэффициент запаса прочности в зависимости от назначения каната принимается равным 4—9.
Если в канате обнаружена оборванная прядь, то его сразу бракуют, если же имеются оборванные проволоки, то устанавливают годность каната, пользуясь табл. 9.1.
Первоначальный коэффициент запаса прочности каната | Число обрывов проволок на длине одного шага свивки, при котором канат должен быть забракован | |||
крестовой свивки | односторонней свивки | крестовой свивки | односторонней свивки | |
Канаты из 6X19=114 проволок | Канаты из 6X37=222 проволок | |||
До 6 От 6 до 7 Свыше 7 |
12 14 16 |
6 7 8 |
22 26 30 |
11 13 15 |
Шагом свивки называют кратчайшее расстояние вдоль оси каната между двумя точками на одной и той же пряди каната.
При наличии поверхностного износа или коррозии проволок канат должен быть забракован при меньшем предельном числе обрывов на шаге свивки (табл. 9.2).
Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, проценты | Число обрывов проволок на шаге свивки, проценты от норм, указанных в табл. 9. 1. |
10 15 20 25 30—40 |
85 75 70 60 50 |
В процессе эксплуатации канаты периодически подвергают смазке специальными смазками. Перед смазкой поверхность каната очищают от грязи и ржавчины проволочными щетками и протирают обтирочными концами, смоченными в керосине.
Наиболее распространены следующие методы крепления канатов к оборудованию: с помощью петли или крюка на конце каната, канатными узлами, заделками каната в муфте или в клиновом зажиме.
Петлю образуют посредством счаливания каната или постановки зажимов. Внутрь петли (или огона) заделывают коуш, предохраняющий канат от резких перегибов и перетирания. Коуши изготовляют обычно из листового металла путем штамповки.
При помощи канатных узлов отдельные куски каната крепят к оборудованию или между собой.
Концы канатов могут соединяться друг с другом путем сплетения прядей; такие соединения называются сплетками или сплеснями.
В качестве оттяжек и стропов для поднятия небольших грузов, кроме стальных, применяют также и пеньковые канаты. Масса пенькового каната в 4—5 раз меньше массы стального каната такого же диаметра, но его разрывное усилие также меньше.
Пеньковые канаты бывают смольные (пропитанные горячей смолой) и бельные (несмольные).
В последнее время применяют канаты, изготовленные из искусственных волокон (например, капрона). Они гораздо прочнее пеньковых, не боятся воды и не подвержены гниению.
Для крепления груза к гаку (крюку) грузоподъемного механизма применяют стропы-отрезки канатов или цепи, соединенные в кольца или имеющие на концах огоны (петли) и снабженные специальными подвесными приспособлениями для быстрого, удобного и безопасного захвата грузов.
Для транспортировки и кантовки судовых корпусных конструкций применяются такелажные стальные обухи, которые привариваются к этим конструкциям. Конструкция и размеры обухов должны отвечать требованиям отраслевого стандарта.
Стропы соединяются с обухами с помощью такелажных скоб, грузоподъемность которых должна соответствовать грузоподъемности обуха.
Подъем и перемещение листовых деталей и узлов корпуса обычно производят с помощью специальных захватов; захваты бывают винтовые и с эксцентриковым зажимом (рис. 9.2). Захваты различной конструкции применяют также для строповки деталей из симметричного и несимметричного полособульбов, а также тавровых балок.
Рис. 9.2. Захваты для горизонтальной транспортировки листов: а — винтовой; б — самозажимной.
При подъеме длинномерных грузов одним краном используют траверсы, представляющие собой балку, подвешиваемую к несущему устройству грузоподъемного средства и обеспечивающую вертикальное положение стропов. Для подъема грузов, превосходящих по массе грузоподъемность одного крана, применяют траверсы — балансиры, позволяющие поднимать груз двумя (или несколькими) кранами одинаковой или разной грузоподъемности. Переставляя гак для подвешивания груза по длине траверсы, можно изменять ее плечи.
В процессе эксплуатации съемные грузозахватные приспособления (скобы, захваты, стропы и др.) следует периодически осматривать в установленные сроки, но не реже одного раза в месяц, а стропы не реже одного раза в 10 дней. Результаты осмотра заносятся в специальный журнал. При обнаружении трещин на поверхности деталей, работающих под нагрузкой, а также при износах, превышающих допустимые, и деформаций несущих узлов грузозахватные приспособления бракуются и пользование ими недопустимо.