Такелажные работы

Оборудование и приспособления

К такелажным работам при постройке корпусов судов относятся: строповка корпусных конструкций и оборудования; подъем, перемещение и опускание корпусных конструкций и оснастки; вязка такелажных узлов; крепление и сращивание стальных канатов; опробование такелажного оборудования и др.

Для выполнения такелажных работ требуются различное оборудование, приспособления и инструменты.

Основным грузоподъемным оборудованием, применяемым при постройке корпуса судна, являются мостовые краны (в закрытых цехах), башенные, портальные и козловые краны (на открытых местах). При выполнении некоторых работ применяют ручные и электрические лебедки, тали и тельферы.

При подъеме и перемещении грузов широко используются стальные, пеньковые и капроновые канаты, из которых изготовляют стропы, оттяжки и т. п.

При подъеме грузов двумя кранами используются траверсы — грузоподъемные приспособления, служащие для восприятия изгибающих и сжимающих усилий.

Для подъема и перемещения грузов в корпусных цехах в основном используются стальные канаты с различными техническими характеристиками.


Рис. 9.1. Канаты одинарной (а) и двойной (б) свивки.

Канаты различают по следующим основным признакам: по конструктивному признаку — на канаты одинарной, двойной и тройной свивки. Канаты одинарной свивки (спиральные) (рис. 9.1, а) изготовляют непосредственно из  отдельных проволок. При двойной свивке (рис. 9.1,6) сначала свивают отдельные проволоки в пряди, а затем из готовых прядей — канат. Канаты двойной свивки называют тросами, они бывают одно-, двух- и трехслойные. Применяют также стальные канаты тройной свивки, свиваемые из нескольких свитых стренг (канатов двойной свивки). Такие канаты называют кабелями;
по материалу сердечника — на канаты с органическим сердечником, с металлическим мягким сердечником из проволоки, имеющей временное сопротивление разрыву не более 8800·105 Н·м—2, с металлическим сердечником из канатной проволоки, с сердечником из искусственных материалов — пластмасс и т. п.;

по способу свивки — на обыкновенные (раскручивающиеся) и нераскручивающиеся. На концах канатов для предохранения от раскручивания накладывают перевязки из восьми—десяти витков мягкой проволоки, называемые маркой. В раскручивающихся канатах пряди и проволоки в прядях не сохраняют своего положения после снятия марок с концов, в нераскручивающихся — сохраняют;
по направлению свивки — на канаты правого и левого направления (по наружным слоям каната);
по назначению на следующие марки: ГЛ — грузолюдские (для транспортирования людей); Г — грузовые (для транспортировки грузов и других целей); Б — бензельные (для перевязок).

Различают также канаты по виду покрытия поверхности проволок и каната (оцинковка, покрытие из искусственных материалов).

Для строповки поднимаемого или перемещаемого груза применяют строповые канаты по ГОСТ 7668—69 и ГОСТ 3079—69 с временным сопротивлением разрыву проволок 140—200·107 Н·м—2. Коэффициент запаса прочности в зависимости от назначения каната принимается равным 4—9.

Если в канате обнаружена оборванная прядь, то его сразу бракуют, если же имеются оборванные проволоки, то устанавливают годность каната, пользуясь табл. 9.1.

Таблица 9.1. Нормы на браковку канатов с органическим сердечником
Первоначальный коэффициент запаса прочности каната Число обрывов проволок на длине одного шага свивки, при котором канат должен быть забракован
крестовой свивки односторонней свивки крестовой свивки односторонней свивки
  Канаты из 6X19=114  проволок Канаты из 6X37=222  проволок
До 6
От 6 до 7
Свыше 7
12
14
16
6
7
8
22
26
30
11
13
15

Шагом свивки называют кратчайшее расстояние вдоль оси каната между двумя точками на одной и той же пряди каната.

При наличии поверхностного износа или коррозии проволок канат должен быть забракован при меньшем предельном числе обрывов на шаге свивки (табл. 9.2).

Таблица 9.2. Нормы на браковку канатов с учетом износа
Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, проценты Число обрывов проволок на шаге свивки, проценты от норм, указанных в табл. 9. 1.
10
15
20
25
30—40
85
75
70
60
50

В процессе эксплуатации канаты периодически подвергают смазке специальными смазками. Перед смазкой поверхность каната очищают от грязи и ржавчины проволочными щетками и протирают обтирочными концами, смоченными в керосине.

Наиболее распространены следующие методы крепления канатов к оборудованию: с помощью петли или крюка на конце каната, канатными узлами, заделками каната в муфте или в клиновом зажиме.

Петлю образуют посредством счаливания каната или постановки зажимов. Внутрь петли (или огона) заделывают коуш, предохраняющий канат от резких перегибов и перетирания. Коуши изготовляют обычно из листового металла путем штамповки.

При помощи канатных узлов отдельные куски каната крепят к оборудованию или между собой.

Концы канатов могут соединяться друг с другом путем сплетения прядей; такие соединения называются сплетками или сплеснями.

В качестве оттяжек и стропов для поднятия небольших грузов, кроме стальных, применяют также и пеньковые канаты. Масса пенькового каната в 4—5 раз меньше массы стального каната такого же диаметра, но его разрывное усилие также меньше.

Пеньковые канаты бывают смольные (пропитанные горячей смолой) и бельные (несмольные).

В последнее время применяют канаты, изготовленные из искусственных волокон (например, капрона). Они гораздо прочнее пеньковых, не боятся воды и не подвержены гниению.

Для крепления груза к гаку (крюку) грузоподъемного механизма применяют стропы-отрезки канатов или цепи, соединенные в кольца или имеющие на концах огоны (петли) и снабженные специальными подвесными приспособлениями для быстрого, удобного и безопасного захвата грузов.

Для транспортировки и кантовки судовых корпусных конструкций применяются такелажные стальные обухи, которые привариваются к этим конструкциям. Конструкция и размеры обухов должны отвечать требованиям отраслевого стандарта.

Стропы соединяются с обухами с помощью такелажных скоб, грузоподъемность которых должна соответствовать грузоподъемности обуха.

Подъем и перемещение листовых деталей и узлов корпуса обычно производят с помощью специальных захватов; захваты бывают винтовые и с эксцентриковым зажимом (рис. 9.2). Захваты различной конструкции применяют также для строповки деталей из симметричного и несимметричного полособульбов, а также тавровых балок.


Рис. 9.2. Захваты для горизонтальной транспортировки листов: а — винтовой; б — самозажимной.

При подъеме длинномерных грузов одним краном используют траверсы, представляющие собой балку, подвешиваемую к несущему устройству грузоподъемного средства и обеспечивающую вертикальное положение стропов. Для подъема грузов, превосходящих по массе грузоподъемность одного крана, применяют траверсы — балансиры, позволяющие поднимать груз двумя (или несколькими) кранами одинаковой или разной грузоподъемности. Переставляя гак для подвешивания груза по длине траверсы, можно изменять ее плечи.

В процессе эксплуатации съемные грузозахватные приспособления (скобы, захваты, стропы и др.) следует периодически осматривать в установленные сроки, но не реже одного раза в месяц, а стропы не реже одного раза в 10 дней. Результаты осмотра заносятся в специальный журнал. При обнаружении трещин на поверхности деталей, работающих под нагрузкой, а также при износах, превышающих допустимые, и деформаций несущих узлов грузозахватные приспособления бракуются и пользование ими недопустимо.