Обработка деталей корпуса

Группы обработки деталей. Последовательность операций обработки

Корпус металлическою судна любого типа состоит из большого количества деталей с различной геометрической формой и различными размерами, изготовляемых из листового и профильного проката. Несмотря на большое разнообразие форм и размеров, все детали корпуса могут быть разделены на типовые группы по однородности материала, из которого делают детали, и по однотипности технологических операций (маршрутов) их изготовления. Такое разделение на группы позволяет разрабатывать наиболее рациональные типовые технологические процессы обработки деталей. Последнее имеет большое практическое значение, так как качество и стоимость изготовления деталей корпуса во многом зависят от правильного и точного выбора операций обработки, оборудования, инструментов и приспособлений.

По характеру обработки детали корпуса современного судна можно разделить на следующие классы:
I — крупногабаритные листовые детали с прямолинейными кромками;
II— крупногабаритные листовые детали с криволинейными кромками;
III    — мелкие листовые детали с прямолинейными кромками;
IV     — мелкие листовые детали с криволинейными кромками;
V — детали из профильного проката.

Внутри каждого класса детали разбиваются на группы. В каждую группу входят детали, имеющие общий технологический процесс как по характеру и последовательности производственных операций, так и по применяемому оборудованию и оснастке.

Выбор наиболее рационального способа обработки деталей корпуса определяется маркой материала, толщиной листа или размерами профиля, конфигурацией деталей, формой разделки кромок под сварку и наличием соответствующего оборудования. При этом основными технологическими операциями изготовления корпусных деталей являются предварительная правка листового и профильного проката; очистка металла от окалины, ржавчины или консервации; разметка и маркировка деталей на металле; вырезка деталей; гибка деталей криволинейной формы.

Предварительная правка, а также очистка от окалины и ржавчины — первоначальные операции обработки деталей из листового и профильного проката. Прокат из алюминиевых сплавов вместо очистки от окалины и ржавчины подвергается очистке от консервирующей пленки. Выполнение дальнейших технологических операций обработки листовых деталей в значительной степени будет зависеть от принятого метода резания листового проката — резания по разметке на механическом оборудовании и с использованием полуавтоматов тепловой резки или без разметки на автоматах тепловой резки.

Метод вырезки деталей выбирают в зависимости от толщины листов, формы разделки кромок под сварку и сложности контура детали. В частности, детали из листовой стали толщиной до 4 мм независимо от геометрической формы контура и размеров вырезают по разметке на механическом оборудовании. Тепловая вырезка этих деталей экономически менее эффективна и не обеспечивает качественной обработки кромок. Детали большей толщины (обычно до 12 мм) с прямолинейными кромками без их разделки под сварку также часто вырезают по разметке на механическом оборудовании.

Тепловой резке подвергают все толстые листы независимо от конфигурации вырезаемых из них деталей и наличия или отсутствия в них разделки кромок под сварку, а также листы толщиной 4 мм и выше, предназначенные для вырезки деталей с криволинейными и прямолинейными кромками, имеющие разделку под сварку.

Профильный прокат режут по разметке обычно механическим путем и только при отсутствии соответствующего механического оборудования применяют тепловую резку.

После резки детали при необходимости подвергают повторной правке. После вырезки и правки по отдельным деталям производят строжку ласок, сверление отверстий и другие технологические операции. Если детали подлежат гибке, то они после резки подвергаются этой технологической операции на соответствующем оборудовании.